Интервью с Георгием Фоминым. Альманах ПКТ №3

Член ПКТ с 1967 года

Туризм в моей жизни, в основном, пеший и горный, причём пеший по Карелии, а горный - по Кавказу. В горный поход в первый раз пошёл в августе-сентябре 1966 г. (в 21 год). Это был плановый маршрут по Западному Кавказу из ст. Хаджох - пер. Белореченский - Дагомыс. По дороге поднимались на ледник на склоне г. Фишт - самая западная гора Главного Кавказского хребта с вечными снегами и льдом. Поход по горным тропам с рюкзаком, ночлег в палатке, природные виды - всё сильно на меня подействовало.

В частности, песню про Кавказ, которую опубликовали в первом выпуске альманаха (спасибо за внимание!) я сочинил на этом маршруте. То есть я сочинил слова на популярную в то время мелодию. Были ещё юморные куплеты (тоже мои) в стенгазете.

Свои первые впечатления я решил подкрепить и в следующем году на более серьёзном и более красивом маршруте (тоже плановом) из Кисловодска - Теберда - Домбай - пер. Клухор - Сухуми. В те годы эти места не были настолько застроены и обжиты, как теперь. Домбай - просто сказочная по красоте долина (альбом с фото есть на сайте Гвандры)! В группе я познакомился с Лёней Кренгаузом, как и я - студентом ЛПИ, которому так же по душе были походы, горы и желание узнать их получше. Вот он-то и сообщил мне, что при ДК Ленсовета есть клуб любителей горных походов. Мы решили по возвращении в город записаться в этот клуб, что и сделали осенью. Оказалось, что как раз тогда набирали желающих в школу инструкторов горного туризма при ПКТ. Для поступления надо было обладать значком "Турист СССР" (у нас он был за поход через п. Клухор). Занятия по теории проходили раз в неделю вечером, а в выходные дни - выезды в Ленинградскую область для получения практических навыков. Преподавали Борис Лебедев, Иван Благово, Игорь Остроухов, Сергей Успенский, а кто ещё - сейчас уже не помню.

По поводу упомянутых стихов. На плановых маршрутах руководители турбаз просили каждую уходящую группу выпустить стенгазету и провести вечер-концерт самодеятельности. Вот на т/базе "Хаджох" и исполнялась в программе концерта "Песня о Кавказе". А в стенгазете поместили стихи-подписи к карикатурам-наставлениям на темы дня. Всего 5 куплетов.

1-я картинка - турист в "парадной" форме, готовый выйти на маршрут:

-"В тренировочном походе
Должен каждый побывать,
Чтоб потом себя туристом
Мог он гордо называть."

2-я - маленький человечек, согнувшийся под огромным рюкзаком, поднимается вверх по склону, поливая пОтом тропинку:

-"На спине рюкзак тяжёлый,
В рюкзаке лежит еда.
Надо всё втащить на гору,
Тратим много мы труда."

3-я - турист сидит на вершине горы и активно уплетает еду из опустевшего рюкзака:

-"А избавиться от ноши
Способ есть совсем простой:
Если ты едок хороший,
Будет твой рюкзак пустой!"

4-я - турист падает вниз с крутого склона:

-"Как с горы спускаться станешь,
То ушами уж не хлопай!
Коль внимание ослабнет,
Полетишь ты вниз на... камни."

5-я картинка - группа вокруг костра поёт песни под гитару. Рядом стоит палатка, около неё лежит один наш турист в спальнике (некоторым было душно в палатке на 4 чел., и они предпочитали спать снаружи). В кустах валяется бутылка, на неё указывает стрелка с надписью "Не наша!" (на т/б был сухой закон):

-"Вечерком поются песни
У костра под небом звёздным.
Те, кому в палатке тесно,
Одиноко в мешке мёрзнут."

Стихи слабые, и без картинок не звучат, но тогда и там - были к месту.
Это 1966 г. В 1967 г. на т/б "Теберда" Лёня Кренгауз и я вели концерт (конферанс), и попутно исполняли смешные сценки из цикла "Студент и Профессор" (мы с ним уже были студентами 5-го курса).
Вот вроде бы основное о плановых походах. В дальнейшем, перейдя в самодеятельный туризм, мы стали презрительно называть плановых туристов "матрасниками", хотя сами же из них вышли.

В инструкторской школе ПКТ иногда вели занятия люди со стороны, например, приглашённый врач рассказывал нам приёмы 1-й медпомощи, лечение болезней в походе, всякие полезные сведения на темы здоровья.
В обычные выходные дни организовывались выезды на 1 или на 2 дня (с ночёвкой в палатке) в леса Карелии, где учились правильно ходить - одежда, режим движения, укладка рюкзаков, установка палаток, вязание узлов, приготовление пищи, и т.п.

Зимой были выезды на лыжах, холодная ночёвка в снегу (как нарочно, было минус 30 градусов), строительство хижины из фирнового снега, умение не мёрзнуть и отогреваться в полевых условиях.

В праздничные выходные набирали 3-5 дней отгулов (прогулов) и выезжали на скалы. Это были серьёзные занятия со всеми атрибутами скальной техники: верёвки, крючья, страховка, связки, скалолазание и виды спусков со скал. Ездили на Красный Холм под Выборгом, на Большие и Малые Приозерские скалы. В последующие годы туда же выезжали для проведения и участия в соревнованиях по скалолазанию.

В соревнованиях по скалолазанию я бывал участником - одиночное лазание и в парной связке - либо болельщиком за своих, но некоторые наши ребята были и судьями. Школа инструкторов готовила из нас руководителей походов, на это мы были нацелены, к этому готовились. Один из выпускных экзаменов требовал предъявить проект похода по какому-либо реальному маршруту с полным описанием подготовки, раскладки, режима движения, предвидения отклонений от плана, и т.д. Кренгауз и я сделали свои индивидуальные проекты для походов в Фанских горах, и настолько сжились с этой мыслью, что потом долго воспринимали несостоявшиеся походы как что-то болезненно-родное. Почему мы туда не поехали - теперь не помню. Видимо, появились неувязки по времени, по деньгам, по возможным участникам.
Кроме того, все готовились к важному испытанию - инструкторскому походу 2-й категории сложности по Кавказу в районе лагеря "Гвандра" в качестве участников.
Этим словом - "Гвандра", этой мечтой вся наша учебная группа жила весь период занятий с осени 1967 по весну 1968. Одновременно следовало собрать и подготовить группу участников для похода 1-й категории, которым предстояло руководить.

С этими подопечными нужно было выезжать за город, готовить снаряжение, распределять обязанности. А ведь в то же время близился выпуск из ВУЗа, написание дипломной работы. Жизнь протекала исключительно напряжённо, но и, безусловно, интересно.

О снаряжении туриста. Ситуация была сходной с продовольственной - в магазинах пусто, а дома на столе всё есть. Найти в продаже и купить необходимое снаряжение было непросто, но в итоге каждый желающий мог обеспечить себя прямыми или кривыми путями. Промышленные изделия были либо дороги, либо не удовлетворяли нашим требованиям. Например, наиболее популярный "абалаковский" рюкзак дорабатывали после приобретения: подшивали к лямкам жёсткие войлочные подкладки, чтобы лямки не так сильно врезались в плечи при нагрузке 30-40 и более кг. Туристические ботинки "вибрам" обязательно пропитывали составом своего изобретения, чтобы не пропускали воду. Пропитка основывалась на смеси рыбьего жира, скипидара, гуталина и прочих компонентов, у каждого туриста были собственные "секреты". Смесь в разогретом виде наносили на разогретый ботинок до полного впитывания, иногда - по несколько раз. Какова была атмосфера в помещении (особенно - если дома!) - можно попробовать разок для представления.

Свою первую штормовку я сделал из долгополого брезентового плаща на клеенчатой подкладке, в какие одеты ночные сторожа - отрезал полы до нужной длины, подшил по краю широкую резинку - и готово! На привале не продувается, не промокает ни снаружи, ни изнутри. Только вот идти в ней под рюкзаком - как в парной бане, тепло и влажно.
Хороший спальник тоже был дефицитом. Для нашего инструкторского похода мы с Кренгаузом сшили вместе два наших шерстяных одеяла, причём занимались этим в поезде уже по дороге на Кавказ. Получился "двуспальник", в который на ночь мы влезали, надев на себя вкладыши, с некоторыми затруднениями, но зато так при этом разогревались, что не мёрзли до самого утра.

Верёвки, обвязки, карабины, скальные крючья, ледорубы, кошки и многое другое - каким-то образом попадало к нам в руки. В основном, конечно, левыми путями - где-то изготавливалось, доставалось, сообщали друг другу. но сколько каждый раз было радости при обладании "настоящим абалаковским поясом", или 30-метровой верёвкой в оплётке! Это всё 60-е годы, за границу мало кто ездил, пересказывали как некую фантастику - об иностранных палатках, весом 400 граммов, о проволочных невесомых кошках, о разноцветных верёвках и т.д. Своими силами уменьшали вес личных вещей. Скажем, начинали с ложкой, кружкой и миской, но с приобретением опыта уже могли обходиться без миски, используя большую кружку и для супа, и для каши, и для питья. А потом избавлялись и от кружки и ели из консервной банки - ведь для каждой еды обязательно вскрывались какие-то консервы. Таким путём убирали лишние граммы груза.

Видимо, другие люди расскажут свои пути "обогащения" снаряжением, однако, направляясь на Кавказ в т/лагерь "Гвандра" каждый из кандидатов в инструктора имел весь необходимый набор.

Всплывают в памяти разные имена и эпизоды, связанные с ПКТ, лагерем "Гвандра". Хочу перечислить тех, с кем мне довелось заниматься в школе инструкторов, ведь мы учились друг от друга, совершали совместные походы, и много времени проводили вместе, работая в ПКТ.

Скорее всего, я не всех помню (списков у меня не сохранилось), но всё таки: Лёня Кренгауз, Толя Старовойтов, Стас Кржижановский, Юра Воробьёв, Ашиль Кульбаева, Миша Степанов, Эля Орлова, Саша Болотов, Ядвига Боровская, Люда Иорж, Наташа Журавская; Ира Петий, Галя Львова, Лариса Никуличева, Саша Погост, Володя Захарченко, Канунников, Червонный, Магазинский, если ещё вспомню - добавлю.

Среди обучавших нас инструкторов в первую очередь надо назвать Ваню Благово с его громовым командным голосом в процессе подготовки и с его незабываемым исполнением песен у костров, в вагонах электричек, в дружеском застолье. (Я и ныне часто слушаю его на тех аудио и видео дисках, которые мне прислал Стас Кржижановский).

Более тихим и немногословным вспоминаю Игоря Остроухова, чьё влияние, тем не менее, было весьма велико. С этими двумя инструкторами мы прошли свой инструкторский поход, давший нам право в дальнейшем руководить группами самостоятельно.

Не следует забывать и Бориса Лебедева, кто стоял у основания школы инструкторов и руководил нашими первыми выездами в Карелию по выходным дням.

В лагере "Гвандра" на Кавказе больше всех запомнились начальники Миша Бабицкий, Юра Болотинский, Лариса Рыбина, врач Лика Харитонова.
Конечно же, наша несравненная, добрая, внимательная Констанция Иосифовна Нарбут! Пожалуй, это те главные личности, которые оказали на меня влияние в горном туризме.

Наш инструкторский поход 2-й категории (в качестве выпускного экзамена из школы) состоялся летом 1968 г. под руководством Благово и Остроухова. Мы явились первопроходцами перевала в окрестностях "Гвандры", который был назван "ЛКТ" (Ленинградский Клуб Туристов). Возможно, что сейчас перевал переименован - не знаю. Вспомнил, в этом походе были ещё двое из школы инструкторов, Цветков и Герасимов, студенты Мед института.

В этом же походе мы поднялись (пешком! Никакой канатки тогда не было и в помине!) из Баксана через Ледовую Базу до Приюта 11 на склоне Эльбруса и ночевали там. Налегке, без рюкзаков дошли до Приюта Пастухова (4500 м), но ветер был очень сильный, кого-то из наших даже сбило с ног, и он покатился по склону. Пришлось вернуться.

В тот же сезон большинство из новоиспечённых инструкторов руководили походами 1-й категории. Участников мы набирали ещё в Лениграде, снаряжали, вывозили на скалы, тренировали. Они приехали в лагерь к окончанию нашего инструкторского похода, и мы продолжили свои горные маршруты, после чего с группами желающих вышли через пер. Нахар в Сухуми, где провели остаток отпуска, каникул - у кого что было.

Естественно, что после полученных навыков и опыта хотелось добиться большего. Поэтому на сезон 1969 г. были намечены походы 3-й кат. - участником, и 2-й кат. - руководителем. Подготовке были отданы время и силы в промежуток от лета до лета. 3-й кат. руководили Иван Благово и Бронислав Рукодельников. Участниками шли, в основном, инструкторы нашего выпуска и следующего за нами из той же школы при ПКТ.
Поход получился достаточно напряжённый. По крайней мере, 3 перевала были на высоте 3000 м - Фрешфильда, Голубева, Грановского.
Завершили маршрут в лагере "Гвандра", куда прибыли участники моей руководимой группы, которых я провёл по круговому маршруту 2-й категории через п. Чунгур-Джар - п. Далар - п. Морды - лагерь "Гвандра". По окончании основного похода все отправились отдыхать в Сухуми: через п. Панорамный - п. Хотю-Тау - Приют 11 - Баксан - п. Бечо. Сезон прошёл успешно, многие из этой группы стали моими близкими друзьями на долгие годы.

По результатам этого лета я получил 2-й спортивный разряд по горному туризму и собирался претендовать на 1-й разряд. Для этого я вошёл участником в группу для похода 4-й категории под руководством опять же И. Благово. Для своего собственного руководства планировался поход 3-й категории сложности по Балкарии. Сезон завершился без успеха - из-за сильных дождей мне пришлось прервать свой поход, и он так и остался незавершенным.

Т.е. это оказались мои высшие спортивные достижения, т.к. в 1971 году у меня родилась дочь, и пришлось уделять всё внимание семье, что остановило мою деятельность в ПКТ.

Прервались и мои связи с гвандровцами. Погиб в лавине на Алтае Лёня Кренгауз, с кем у меня была наиболее тесная дружба. Умер Толя Старовойтов, которого я помню очень жизнерадостным и активным туристом, часто путешествовавшим с гитарой. Пел он хорошо, и многие прекрасные бардовские песни я впервые услышал от него.
Были случайные встречи со Стасом Кржижановским, который, несмотря на перерывы, всегда проявлял себя весьма доброжелательным человеком.
В 1991 г. я переместился на постоянное жительство в США, и, казалось, что всё ушло в прошлое безвозвратно.

Но вот случайно мы "встретились" со Стасом на веб-сайте "Одноклассники", и у нас завязались с ним контакты на новом уровне - обмен новостями, песнями, видео. Он вовлёк меня в гвандровскую группу на сайте "Вконтакте".

В итоге мы даже сошлись в 2009 году за одним столом, когда я посетил СПб. С нами сидели Ваня Благово, Миша Бабицкий, Лида Денисова. Благодаря таким встречам, просмотрам видео о знакомых в прошлом туристах, сохраняется ощущение молодости.

Память о горных походах и влияние туризма сохранилось в моей семье, видимо, навсегда. Моя жена - также участница походов по Кавказу через "Гвандру", детей своих мы с малых лет приучали к выездам за город, к жизни в палатке, внушали любовь к путешествиям.

Всей семьёй мы прошли на лодках по Селигеру, по реке Клязьме, регулярно выезжали на лыжные прогулки в Карелию.
Наша дочь, став студенткой ЛПИ, занялась альпинизмом, ездила и лазила по горам Кавказа, Крыма, Чимгана. Сын со школьных лет увлёкся спортивным ориентированием при Дворце Пионеров. Вместе со своим товарищами участвовал в лыжных походах по Кольскому полуострову, на байдарках по Вуоксе.
В том же духе любви к путешествиям воспитываются сейчас и наши внуки.

В США мы возобновили свои туристические пристрастия, обзавелись всем необходимым снаряжением, вовлекли в походно-палаточную жизнь друзей, которые раньше никогда этим не занимались.

Хотя традиционно туризм – в частности, горный туризм – считается одним из видов спорта, на мой взгляд, это многосторонний учебник жизни.

Помимо спортивной стороны – укрепление здоровья, стремление к победам и рекордам – неотрывно существует необходимость в получении бытовых знаний, в развитии навыков руководства людьми, в приобретении высоко-моральных качеств сосуществования в обществе.

Таким образом, туризм помогает прожить свои годы достаточно полноценно, со взаимной пользой для себя и для окружающих.