Ситуационные задачи. Общие положение. Пакет N1

Общие положения

Проведение учебных занятий туристов – спортсменов подчинено правилам, положениям и методикам, обеспечиваются предупредительными мероприятиями, словом предусматривается все, чтобы избежать критических ситуаций, которые могут привести к аварии. Однако действительные условия, в которых могут оказаться туристы, зависят от природы высокогорья, от подготовленности и личных качеств ЧЕЛОВЕКА и настолько сложны, переменчивы и разнообразны, что критические ситуации в горах практически неизбежны.
То есть нужно готовиться самим и уметь готовить «молодых» к преодолению экстремальных ситуаций. Неожиданно возникающих, очень быстро развивающихся, часто перерастающих в целый комплекс, угрожающий безопасности спортсмена или даже всей группы.
Ошибочно полагать, что совершив большое число походов и приняв активное участие в разнообразных школах и соревнованиях турист-спортсмен обязательно накопит достаточный опыт и запас знаний для преодоления любых ситуаций в горах. К счастью можно ходить в горах всю жизнь и только считанное количество раз попасть в сложные положения, да и к тому же и выходить их них без особых затруднений. Лишь изучая чужой опыт как на разборах –тщательных и добросовестных, так и пользуясь материалами по несчастным случаям, анализируя собственные сложные положения, можно накопить «опыт» различных вариантов решений.
Предлагаемые ситуационные задачи имеют целью ввести в обучение и тренировку раздел – приобретение туристом-спортсменом опыта принятия решений, при внезапном возникновении критической ситуации, или она неотвратима в самое ближайшее время – возможно ли не допустить превращение этой ситуации из критической в аварийную и каким образом.

Задачи условно разбиты на три группы:
─ технические, требующие для их решения устройства какой-то системы из наличного снаряжения;
─ задачи по организации страховки. Требующие определить ошибку в страховке и наметить пути для её исправления;
─ задачи тактические, требующие принятия решения по тактике движения группы.
Первая и вторая группы поясняются рисунками, третья группа представлена в виде текстовых задач.

Методические замечания

Работать с этими ситуационными задачами можно как в процессе индивидуального или группового обучения, так и используя их для экзаменов у курсантов школы инструкторов. Для тех, кто предполагает в будущем вести учебную работу, следует подготовить также задачи, охватывающие критические ситуации, которые могут возникнуть в процессе учебных занятий или восхождений.
Авторы не могут рекомендовать использовать ситуационные задачи в виде наглядных пособий – настенных стендов или плакатов. При обучении необходимо не упускать специфику такого рода задачи: неожиданность и быстротечность. Поэтому такого рода задачи следует ставить только во время урока или экзамена и при этом ограничивать время решения реальными условиями задачи. Решение задач можно не выделять в отдельный урок, а завершить ими соответствующие темы или разделы техники и тактики, а также изучение самого процесса обучения. Любая задача моет иметь несколько решений. Оптимальное решение зависит от подготовленности и физических возможностей группы, а также от условий рельефа и наличия снаряжения. При решении задач первостепенное значение имеет правильная оценка фактора времени. Результатом решения задач должно быть не только приобретения опыта действий в критических ситуациях, но и совершенно четкое понимание того, что при некоторых видах передвижения, безусловно обязательны предохранительные или аварийные системы. Так, например. При движении по отвесам – это система беседки и грудной обвязки, при движении по закрытому леднику – надетые на ноги стремена со схватывающими узлами, завязанными на страховочной веревке и т. п.
Нами приведен только минимум задач и каждый инструктор или тренер должен стараться расширить их круг и тематику.
Приобретение прочных навыков в решении ситуационных задач и накопления «банка» этих решений дает возможность вводить в непосредственную подготовку туристских кадров элементы идеомоторной подготовки. Это значит, что в момент выполнения таких приемов туристской техники, когда возможно возникновение критических, а может быть и аварийной ситуации, каждый турист в связке мысленно «проигрывает» (задает себе) какой-то оптимальный вариант своих действий в этой ситуации, расчленяя их на ряд последовательно выполняемых элементов. Следует, однако, учитывать, что идеомоторная подготовка выполнения каких-то действий требует определенной тренировки в процессе межсезонной психологической подготовки спортсменов-туристов.
Навыки решений ситуационных задач и соответствующая психологическая тренировка дает спортсмену уверенность, что при выбранном варианте решения и правильных действиях все должно окончиться благополучно и это предварительное продумывание не вызовет у него судорожных, полных панического страха действий. Он сам быстро и четко выполнит необходимые приемы, и также четко будет руководить действиями товарищей по группе.

Порядок решения задач

  1. Внимательно ознакомиться с ситуацией задачи, попытаться войти в положение группы и каждого и участников.
  2. Определить значение фактора времени при решении ситуации.
  3. Определить очередность действий или последовательность оказания помощи.
  4. Определить приемы или системы, которые необходимо осуществить.
  5. Решить, какое снаряжение требуется для этого, его оптимальное или минимальное количество, и что можно сделать при отсутствии специального снаряжения.
  6. Из нескольких возможных вариантов решений выбрать и обосновать оптимальный вариант.
  7. Рассмотреть. Как и с помощью чего участник, оказавшийся в критической ситуации, может выйти из неё без помощи товарищей.
  8. Рассмотреть вариант, когда ситуация усложняется тем, что участники не видят друг друга и при этом плохая слышимость.
  9. При решении тактических задач, кроме вышеприведенных вопросов также необходимо определение:
    • оптимального пути с точки зрения безопасности, возможностей группы, затрат времени;
    • возможностей вынужденного бивуака (отсидки), учитывая состояние группы, погодные условия, наличие снаряжения и питания, условия взаимодействия.




Первый пакет

Технические задачи

Рис.1. При одновременном движении связки со взаимной страховкой один из участников срывается и срывает второго:
а) первый падает на отвесе, второго веревкой укладывает на полку,
б) первый падает на полку, получив повреждение, второго веревкой сдергивает на отвес.


Рис 2. При движении связки с попеременной страховкой сорвался первый участник и удержан веревкой на отвесе, при срыве получена травма.

Тактические задачи.
2.1 Группа в условиях плохой погоды (туман, снег, ветер) сбилась с пути и попала в ледовые сбросы. Бивуачного снаряжения нет. (Эльбрус).
2.2 При спуске с перевала в условиях непогоды группа поставила палатку на снежнике. Порывом ветра палатку сорвало (разорвало).

Задачи по организации страховки.

В этих задачах следует определить ошибки в организации страховки и указать пути для их исправления.
Рис 24 — 26

Комментарии:

Элементы 1—4 из 4.
Иван Подопригора 15 апреля 2010 г. 18:08 #
Рис.1

а) Упавший на полку должен постараться закрепить веревку.

Связи (голосового контакта), скорее не будет, потому, находящемуся на полке надо постараться определить, насколько цел второй участник (на отвесе).

Если он (на отвесе) будет предпринимать активные действия по велезанию на гребень, то лежащий на полке это почувствует (дергать его будет веревкой даже несмотря на трение), тогда может ждать пока второй (на отвесе) вылезет на гребень и закрепит для него веревку или отстрахует его.

Если участник на отвесе шевелиться не будет, то по связи (если есть) сообщить о проишествии (спасотряду, другой группе или т.п.). Закрепив веревку на полке, должен выйти на гребень по веревке и помочь второму (на отвесе) вылезти на гребень (или вынимать его).

б) Если есть внешняя связь - сообщить о случившемся (если связь у травмированного, то он сразу сообщает, если у напарника, то тот сообщает, когда узнает о травме, т.е. когда установит контакт с партнером, хотя если травма несеръезная и после оказания ПМП движение связки может быть продолжено без постороннего вмешательства,то лучше не ставить других на уши). Сорвавшийся на полку должен постараться закрепить веревку, а также закрепиться на полке сам. Сорвавшийся на отвесе уже должен вылезать на гребень или без потери страховки пытаться попасть к травмированному напарнику.
Иван Подопригора 16 апреля 2010 г. 16:48 #
Рис.2

Визуальный и голосовой контакт есть.

Сорвавшийся, если может несмотря на травму, должен вылезти обратно на гребень.

Если же не может, то страхующий крепит веревку на станции, по ней как по горизонтальным перилам уходит на тот камень, за который зацепилась веревка, там делает станцию, помогает сорвавшемуся вылезти.

Когда вылезет, оказывают первую медицинскую помощь, курят, вызывают помощь по связи (если есть).

Думают как спускаться с полученной травмой.
Иван Подопригора 16 апреля 2010 г. 16:52 #
Тактические задачи.

2.1 На Эльбрусе в ледовых сбросах в безопасном месте роют пещеру, отсиживаются до нормальной погоды, ориентируются и идут дальше или вниз (смотря что безопаснее)

2.2 Палатку сорвало (разорвало). Если есть еще палатки, стараются их поставить не потеряв опять, набиваются туда все вместе, пережидают непогоду. Если нет палаток больше, то роют пещеру (они на снежнике).
Иван Подопригора 16 апреля 2010 г. 17:00 #
Рис.24 При срыве первого страхующего сдернет с полки, оба окажутся в неприятном положении.

Если есть контакт с первым, страхующий должен попросить его остановиться и закрепиться.

Дальше без потери самостраховки перенести самостраховку в щель по левому краю полки.


Если нет контакта с первым, перенести самостраховку, не теряя контроля над страховкой.

Рис.25 При срыве первого страхующего вздернет и ударит головой об карниз. Должен самостраховку перенести ниже.

Рис.26 Не понял, что нарисовано.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.