Открытое письмо В.Михеева читателям/писателям форума на Carabin.Ru по вопросу дальнейшего развития Петроградского клуба туристов

Некоторые мысли вслух. После прочтения форума «Как жить дальше».

Запев был очень интересен:
1. Внешние факторы
2. Внутренний регламент

Реклама и репутация ПКТ.
Я пришел в клуб, услышав объявление по Ленинградскому радио, утром, сидя на кухне за кружечкой кофе.
К тому моменту у меня уже был опыт школьных походов в горы, был опыт спорта — легкая атлетика, КМС на 800 метров.


Клуб держался на школе.
И школа была организована очень жестко.
1. Лекции.
2. Тренировки в городе. Далеко не у всех были возможности проводить их в залах. В основном тренировались на свежем воздухе, причем были лучшие варианты — теплая раздевалка как у Бойченко и Петровой. А были и экстрималы — раздевались на скамейках в парке, оставляли дежурного и тренировались очень даже не плохо, и явка была близка к 100% записавшихся. Сейчас народ стал тепличным — зал подай, и желательно даром, ну, на «безрыбье», хотя-бы теплая раздевалка с душем.

Документ об окончании школы можно было получить только при выполнении 4 (четырех) совокупных требований:
1. Сдать несколько нормативов по физической подготовке.
2. Сдать зачет по технике горного туризма.
3. Сдать теоретический экзамен.
4. Пройти зачетный поход соответствующей категории сложности.

Первым потеряли обязательность походы — якобы экономические проблемы, нищие студенты, отсутствие отпусков и т. д., и т. п.
Вторая потеря — школьные соревнования в майские праздники, это были соревнования именно для школы, да они были открытыми, но зачет по ученикам школы ПКТ шел отдельно, и участие было обязательно.
Третья потеря — обязательные нормативы по физической подготовке.

От школы остались лекции.
Теоретически знать, как ходить в горы конечно хорошо, но вряд ли достаточно! Да, кстати, к теоретическому экзамену допускались только получившие зачет по физ. подготовке и получившие зачет на соревнованиях по ТГТ.

Возврат к обозначенной схеме повысит и престиж клуба, и престиж школы, и люди прошедшие такую школу, более вероятно станут «клубными» людьми, чем те, кто прослушал какой никакой курс лекций, получил какие-то корочки, и уже крут.
Дальше согласен с Николаем Захаренковым – «...ЛИДЕРОВ нету...», есть балаболки.

1.1. То, что касается распространения клубных рекламных материалов (календарики, плакатики, флажки, вымпелы) — то это самое простое, только вовремя сделать макет, а дальше и распечатать проблем не будет и распространить.

1.2. Культуру привить сложнее, и в первую очередь необходимо менять, возвращать в старое русло, школу.

В этом случае весь процесс обучения в школе, и получение документа об её окончании и будет тем воспитывающим моментом, который вложит в головы учеников школы или отрицание клуба как вредного и занудного.

Или уважение к клубу и все вытекающее, а именно отношение к символике ПКТ и собственно гордость, что этот клуб дал (показал) дорогу в горы и научил общению с людьми и в горах, и на наших равнинах.

И не будет тогда тех людей, которые по заявлению Алексея Логинова «...наши люди нашу эмблему на касках заклеивают перед стартом...». Леша, пардон Вася Пупкин, это уже не наши люди, если им стыдно за эмблему на каске.

И те люди, которые прошли полноценную ШКОЛУ ПКТ, будут всегда, без частых напоминаний сдавать членские взносы, и чувствовать свою причастность к жизни этого самостийного объединения – ПКТ.

Про школу уже сказал достаточно. Но еще пару замечаний.
  • 100 человек в школе не страшно, если эти 100 сдадут все нормативы и экзамены, и будут рыть землю, «хотим в зачетный поход».Руководителей найдем, и старых поднимем.

  • Про новичков со стороны, пришедших позже, или по своему духу и укладу не желающие проходить курс лекций.


Когда существует система сдачи тех трех вышеобозначенных нормативов, то есть полное моральное и любое другое право, перед этим новичком поставить задачу.
1. сдай нормативы по физ. подготовке;
2. сдай экзамен по теоретическому курсу экстерном;
3. сдай членский взнос в клуб;
— и можешь претендовать на поход.

Соревнования по ТГТ.
Отдельно хочется высказаться о соревнованиях. Председатель комиссии слетов и соревнований, конечно, звучит гордо. Но, я никогда не брался за необъятное.

А) Слеты, как и клубный вечер, к соревнованиям имеет очень косвенное отношение, и являются общеклубными мероприятиями, за проведение которых должен и всегда отвечал Председатель Правления Клуба.

Б) В настоящее время Туристское Многоборье вышло на уровень отдельного вида спорта, и, как скалолазание, уже не имеет отношения к альпинизму, так и ТМ (горный туризм) к туризму относится очень косвенно, и среди людей, им занимающихся, есть личности, которые горы «… в телевизоре видали».
То есть проведение всех соревнований по ТМ (горный туризм) необходимо поддерживать и развивать, как отдельный вид спорта, что я и считаю своей основной задачей.
Уровень соревнований проводимых клубом разнообразен, и позволяет всем желающим проявить себя во всей красе, от начинающего 3 разряда вплоть до выполнения разрядных требований Кандидата в Мастера Спорта России по ТМ.

В) Третьим направлениям деятельности своей комиссии считаю поддержку, подчеркиваю, поддержку соревнований по соприкасающимся видам спорта, а именно ориентирование, ТМ (лыжный туризм), мультигонки и другие подобного направления соревнования.

С) Соревнования, обеспечивающие сдачу нормативов в Школе, нет необходимости подчинять Комиссии слетов и соревнований. Лыжный кросс, как и, наверное, осенний, можно делать силами инструкторов школы.
Весенние (майские) школьные соревнования всегда проводились силами инструкторов школы, потенциальными руководителями школьных групп и иногда с привлечением членов команд ПКТ по ТГТ. Это, когда члены команд - [« . . наши люди нашу эмблему на касках заклеивают перед стартом . .»] к этой группе людей не относились.

Судейский корпус, особая статья.
Судьи — люди особые их нужно беречь и лелеять. Уж очень неблагодарный это ТРУД, и всяк хочет в твою сторону плюнуть. К их подготовке требуется специальный подход. К сожалению, даже список судей из нашей судейской комиссии не получить.

А по-хорошему, каждая команда, желающая выступать в соревнованиях и получать какие либо разряды, должна озаботиться подготовкой судей. Это же те люди, которые ради вас будут стоять на массиве целый день, и пресекать все те нарушения других команд, которые у Вас отнимут ваши же первые места и призовые очки. А, входя в состав ГСК, смогут и влиять на процесс судейства в целом, и до команд доносить те тенденции и внутренние течения, которые среди судей протекают.

В дальнейшем, в каждом положении, начиная со Спасработ, будет написана фраза об обязательном представлении в судейскую коллегию одного судьи с квалификацией не ниже судьи по спорту, и двух без категории.
Это я уже пишу как Председатель Горной Комиссии СПб.

Походы вообще и кому это нужно.
(Это к вопросу, а зачем эти ШЕСТЕРКИ)
Как и в любом спорте, мастерство в туризме достигается уровнем сложности пройденных маршрутов. По своей сути туризм — это образ жизни, в большей степени, чем спорт. Но, однако, человеку всегда было присуща попытка сравнения результата, достигнутого различными людьми, которые занимаются, в общем-то, каким-то сравнимым делом. Как существуют конкурсы профессионального мастерства поваров и парикмахеров, так и будут существовать конкурсы походов, а спорт это или не спорт — дело чиновников около спорта, все равно туристы (настоящие туристы) обмениваются информацией и прекрасно знают, кто чего стоит в походах, независимо от званий и регалий.

Я вот до сих пор считаю, что фигурное катание не спорт, однако им дают олимпийские медали и государственные ордена, и многое другое. Вот бальные танцы спортом ни кто не называет, хотя их призовые фонды, очень даже не маленькие, и отбор на какой-нибудь даже городской конкурс требует недюжинной выносливости и кучу здоровья. А их пластике и гибкости могут позавидовать многие скалолазы.

Ну, это лирика. Чуть ближе к сути вопроса «Есть ли смысл в походах 6 к.с. для ПКТ, кроме удовлетворения спортивных амбиций участников?»

Господа вспомните, а как вы вообще заинтересовались горами, как таковыми. Что явилось для Вас тем моментом, из-за которого вы вдруг пошли в туризм. Что, или кто, или чем вас в горы позвали.

Не помните? Что делать. Есть такие Иваны, не помнящие родства. Вспоминайте детство, как все начиналось.
Читали вы какую-нибудь газету. «Советские альпинисты покорили высшую точку планеты» Круто, и я так хочу.
Смотрели телевизор, где можно было увидеть красоты Домбая, Эльбрус или еще какую красивую гору. Круто. Я туда хочу.
Открывали журнал «Турист» - «Новый маршрут в труднодоступные долины Памира». Круто и я хочу, и смогу.
И вот с этого «и смогу» все и начинается.
Некоторые сразу перли в горы, это же так просто. Кости и тела таких «товарищей» находят регулярно. Из известных мне примеров тело у пика Калицкого, нашел Бойченко.
Некоторым повезло, и их первый опыт окончился более-менее успешно, осознав, что ничегошеньки-то они не знают, эти пошли учиться.
Некоторых сводили в горы в детстве, школа, родители или старшие товарищи.
Наиболее продвинутые сразу пошли учиться, послушав объявления о школе горного туризма или альпинизма.
А часть удачливых так и ходят, набравшись собственного жизненного опыта. Флаг им в руки.

И все-таки, фишкой, что позвала в горы, был чей-то успешный маршрут или покорение БОЛЬШОЙ ГОРЫ.
То есть всегда нас зовет что-то красивое, сложное и тому подобное.
Шестерки — это сложно, где-то труднодоступно и чаще всего очень КРАСИВО.
Вот затем они и нужны. Коля Захаренков попытался объяснить, как он это понимает, но его не захотели слушать, а жаль, в основном он абсолютно прав.

Итак, определили. Большинство пришло в клуб за мечтой и общением с теми, кто уже достиг этой мечты или приблизился к ней. По приходу в Клуб, ему объяснили, хочешь на крутые и дальние горы, учись и пройди 1, 2, 3 и так далее.

Вывод простой — в клубе, для его нормального функционирования, должны быть походы всех категорий.
А дальше все по классике. Кесарю — кесарево.

Немножко о руководстве.
В любой вид спорта, будь это хоть шашки, человек приходит, дабы удовлетворить свои амбиции. Те, у кого их нема, сидят сиднем на диване и пялятся в телевизор, рассуждая — умный в гору не пойдёёёёт!

Руководить для галочки «единичкой» могут многие, в том числе и Пупкины, но вот во второй поход с ними уже могут и не пойти. Причин для этого масса. И в первую очередь, человеческие качества этого самого руководителя. Не каждому дано.

Но есть люди, стремящиеся учесть свои ошибки, ошибки других, предложить в качестве маршрута какую-то изюминку. И с ними идут. Таких примеров достаточно, и среди наших членов клуба. На вскидку: сразу пойдут с Лобовым в любой маршрут, с удовольствием идут с Долгополовым, успехом пользуется Захаренков, и на этом список не ограничивается, можно перечислять долго.

Заставить руководить сложно, да по мне и не нужно, в обсуждении звучали здравые мысли, о том, что эту идею нужно постепенно вкладывать в голову.
Типа: «Долги нужно отдавать», «Пройдя до тройки, ты должен отруководить», «Хочешь в новый район — собери группу и удачи, МКК поможет», ну и т. д.

И не вижу ничего зазорного, если сразу по приходу в Школу, ученикам будет вкладываться мысль, что затраты руководителя, могут быть оплачены из их средств. Руководство спортивным походом, это серьезная работа, требующая обширных знаний и навыков, немалую кучу времени и затрат душевных сил (в альпинизме с этим гораздо проще.)

Еще чуть-чуть о членстве в клубе.
Клуб, это в первую очередь место общения всех желающих. Основным источником средств на поддержку клубного помещения и основным объединяющим фактором всегда была Школа. Клуб жил и существовал для них, для новичков. Конечно, всегда более-менее сложившиеся коллективы, походная это команда или команда по ТГТ, найдут для себя и место, и время для совместного просмотра видео или распития пива.

Но, при ощущении себя, человеком, получившим в этом объединении возможность приобщится к той команде, всегда хватит совести внести скромную лепту в казну ПКТ. (А если её нет, то не лечится – клиника.)

Я сюда пришел с улицы. Я здесь нашел друзей. Пусть клуб будет. Пусть другой, придя с улицы, встретит тут новых друзей.

500 рублей в год — при тех суммах, которые вы все тратите на различные навороченные шмотки и на пиво, это гроши. Стыдно товарищи... Ну, а то, что членство в клубе еще дает скидки в магазинах, за то большущее спасибо тем людям, кто это организовал.

Я бы вспомнил хорошо забытое:
  • к клубной рулетке допускать бесплатно, уплативших 50% членского взноса в ПКТ;

  • к клубной рулетке допускать бесплатно, учеников Школы ПКТ;

  • для вольноопределяющихся поднять стартовый взнос, или запускать вне конкурса.

Вариаций может быть много, вот для того и есть у нас правления, дабы выработать общую позицию. Думаю, эти меры необходимы. На всех соревнованиях, проводимых ПКТ, необходимо ввести подобные репрессии против жадных и тех, кто не помнит, как все начиналось.

Вполне, по моему мнению, допустимо ввести скромную плату, за оформление документов в МКК. Да, МКК общественная организация, но работающая при клубе.
Будучи Председателем, я ввел 30 рублей, за каждого члена группы, не являющегося членом ПКТ. Поднимите до 50. Скромно, но вполне допустимо и позволяет оплачивать время, затрачиваемое на оформление бумаг и маршрутных документов.

И еще, маршрутки ранее, до предъявления в МКК, подписывались инструктором Школы, мол, все наши люди. Теперь стоит к этому вернуться. И смотреть, кто от нашего МКК в горы ходит.

Много вопросов звучит типа — А ты сдал членские взносы. Даже названа цифра, мол, таковых 14 (ЧЕТЫРНАДЦАТЬ) ДУШ. А почему этот список не опубликовать, что в этом зазорного. Список действительных членов ПКТ. То есть тех, кто ПКТ поддерживает. И честь им и хвала. Неужели 14 фамилий и имен трудно набрать, исписали уже столько... Героев нужно знать в лицо. Тут звучат слова о бизнес-проектах, о закате ПКТ, менагеры и т.п. и т.д.

Не побоюсь показать старым ворчуном, таковым и являюсь, а к когорте лидеров клуба давно себя не причисляю, очень устал!

Но, по моему мнению, клуб ПКТ существовал и может существовать дальше, только как самодеятельное общественное объединение, любая коммерциализация клуба его погубит. Пример — СПб клуб туристов, умер, и могилку уже давно затоптали коммерсанты.

До тех пор, пока клуб будет местом свободным от коммерции — это ПКТ. Как только начнем водить платные маршруты, клуб превращается в обыкновенное турагенство, каковых уже в Питер как грязи, только свисни.

Клуб как любительское объединение может опираться только на членство и любые мероприятия, без извлечения коммерческой выгоды, то есть прибыли, распихиваемой по карманам в виде дивидендов. Да, за любую работу необходимо платить. И вполне возможно выделение из заработанных средств, при проведении различных мероприятий, какой-то доли на развитие клуба и содержание материальной базы Школы.

Но как только появляется коммерция, наше горячее любимое государство начинает душить (как же - они деньги зарабатывают) и становятся не нужны самодеятельные спортивные походы, так как нужно думать об отчетах в налоговую и т.д. и т.п.
Еще раз — деньги за счет членства, спонсоров, грантов на проведение общественных мероприятий и, по-моему, все. Это мое личное мнение.

Замечания о всяческих федерациях.
Совсем немного о «наши альпинисты платят в ФАСиЛ». Шо це таке, этот ФАСиЛ, и зачем платят.

ФАСиЛ проводит ряд мероприятий, к которым, соответственно, только члены ФАСиЛ и допускаются, помимо этого, хорошо отработана система поощрения наиболее успешных спортсменов. Типа, набрал определенную суммы баллов за участие в различных стартах (кстати, кроссы в том числе), получи скидку при покупке путевки в альп.лагерь, или в виде особого поощрения — бесплатная смена в альп.лагере.

Схема реализуется за счет спонсорских взносов наиболее продвинутых альпинистов и членских взносов членов ФАСиЛ. Скидки в магазинах тоже поболее наших будут, сумели договориться. Вот и вся недолга.

При вступлении ПКТ, как коллективного члена, в ФАСиЛ, клуб должен будет внести взнос за всех, а для «...наших альпинистов...» сумма их личного взноса будет уменьшена. Вроде все прозрачно.

Но если эти так называемые «...наши альпинисты...» в ПКТ членские взносы не платят, то на кой черт нам, то есть ПКТ, это членство?

По поводу альпинистских навыков в основе нашей Школы, так кто же сказал, что это плохо? Я призываю вернуться к ним снова, или опять. А вот в альплагерь с удостоверением члена ПКТ не сунешься, только разрядная книжка альпиниста. Остальные «документы» неканают.

Еще раз, членство в ПКТ согласно Уставу. А все Ваши амбиции — они ваши.
Никто Вам не мешает быть мастером спорта по легкой атлетике, и даже ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ, и быть членом нашего скромного ПКТ. Есть реальные примеры таковых людей (Юрий Тармак – Олимпийский Чемпион по прыжкам в высоту Мюнхен, 1972 год. По окончании легкоатлетической деятельности достиг звания мастера спорта СССР по туризму).

Клуб должен быть открыт для всех. Распыляться на все виды туризма нет никакой необходимости. Если члены нашего клуба хотят поехать на «великах», то задача клуба им помочь, в меру своих сил и знаний.
  • Сможем помочь организовывать лыжные маршруты — УРА.

  • Сможем помочь организовать пешие походы — УРА.

  • Сможем помочь выйти на «байдах» — тоже УРА.

  • Есть желание пройтись по Лен. области в стиле ПВД — да флаг в руки.


Просто уж так сложилось, что к горам у нас собрались наиболее подготовленные кадры.

С приходом Богданова активизировались лыжные походы – УРА, УРА, УРА!

17 мая 2007 года, Санкт-Петербург

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.