Отчёт о туристском походе V категории сложности по Центральному Кавказу. А.М. Бриккер, 1962 год.

Отчёт из библиотеки Петроградского клуба туристов номер VI-124

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
ДОБРОВОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ОБЩЕСТВА «ТРУД»

Маршрут похода – Булунгу – р.Башиль-Ауз-Су – пер.Кара-Кая с ледопадами юго-западной ветви л.Башиль (2Б) – пер.Ласхедар (2А) – пер.Твибер (1Б) – пер.Лычат (2А) – пер.Нюрмиш со спуском по л.Мурквам (2Б) – Местия



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение
Состав и организация группы
Подъезд
Описание похода
Отъезд
График движения и зачетность похода
Снаряжение
Продукты питания
Смета похода
Меры по обеспечению безопасности группы
Литература


ВВЕДЕНИЕ



Подготовка к походу началась зимой 1961-1962 гг. Была укомплектована группа в количестве 9 человек. Перед участниками похода были поставлены следующие задачи:
1. Посещение района верховьев р.Башиль-Ауз, ранее не посещавшегося лениградскими туристами, и исследование подходов к перевалам Ласхедар, Лекзыр, Кара-Кая со стороны ледника Башиль
2. Повышение спортивной туристской квалификации
3. Активный отдых и закалка организма.
До похода все участники ознакомились с описаниями и картами Центрального Кавказа и собрали материал, необходимый для похода. Группа принимала участие в походах выходного дня, а большинство членов группы и ранее участвовали в совместных походах. Проект похода был одобрен маршрутной комиссией ЛОС ДСО «Труд» и утвержден городской маршрутной комиссией 11 июля 1962 г.

СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ



Фамилия И.О. (указаны год рождения, разряд по туризму, разряд по альпинизму, обязанности в группе)
1 Бриккер А.М. 1936 I III Руководитель похода
2 Благово В.В. 1935 м.с. III Отв. за походное снаряжение, фотограф
3 Остроухов И.Н. 1932 м.с. III Отв. за ведение дневника, кинооператор
4 Волховер В.Х. 1936 II III Синоптик-хронометрист, кинооператор
5 Дымшиц Б.Н. 1936 II значок «Альп. СССР» Отв. за бивачное снаряжение
6 Неманов В.С. 1928 II значок «Альп. СССР» Начпрод
7 Байков О.Г. 1934 III Пом.начпрода
8 Бриккер В.Е. 1935 II Начфин
9 Завалина И.Н. 1936 III значок «Альп. СССР» Санинструктор

Дежурили по трое (по палаткам). В обязанности дежурных входила организация правильного питания группы в течение дня, а также руководство при постановке и снятии бивака. Дежурные вели путевой дневник.
Ежедневно проводились две линейки – утренняя и вечерняя. На утренней линейке уточнялись маршруты дневного перехода и задачи всех участников на день, проверялся вес рюкзаков, производилась смена дежурства. На вечерней линейке кратко подводились итоги дня и намечались меры для быстрейшей постановки бивака.

ПОДЪЕЗД



Из Ленинграда выехали 28 июля в 12 часов 17 минут поездом №21 Ленинград-Кисловодск. В поезде произвели раскладку груза и подвели финансовый баланс, еще раз проверили наличие и качество снаряжения. 30 июля в 9 часов 35 минут прибыли на ст. Минводы, где без труда закомпостировали билеты и в 10 часов 20 минут сели в поезд Москва-Баку, на котором доехали до ст. Прохладный в 12 часов. Вновь закомпостировали билеты, и в 13 часов 49 минут выехали на Нальчик, куда прибыли в 15 часов 47 минут. Высылаем разведчика на автостанцию; он сообщил, что видел пыль автобуса, который ушел на с. Булунгу в 16 часов. Следующий автобус будет через день. Поиски машины в таксомоторном парке, у автозаправочной станции, на вокзале и на улицах не дали положительного результата. Пообедав в местном ресторане, легли спать на привокзальном газоне среди кустов. 31 июля в 5 часов 20 минут утра выехали маршрутным автобусом, который ходит ежедневно, на Нижний Чегем. Дорога идет сперва среди обширных полей, затем входит в горы. В 8 часов утра прибыли в Н.Чегем. Выехать дальше помог директор местного интерната, который предоставил нам грузовик. Выехали в 14 часов. Дорога идет в горах, часто проходит по тоннелям и изобилует головокружительными поворотами. На пути встречаются деревни, почти во всех останавливаемся. В 18 часов прибыли в с. Булунгу. Село небольшое, но бурно растет – много строящихся домов. Заправившись бензином у шофера, прощаемся.

ОПИСАНИЕ ПОХОДА



31 июля – 1-й день похода.



От центра с.Булунгу, где нас высадили, продолжаем движение по дороге вверх, по правому берегу р.Башиль-Ауз-су. Отойдя от села около 2 км, встали на ночевку вблизи от дороги в 19 часов 20 минут. Ужин готовили на костре, дрова собрали на берегу реки.

1 августа – 2-й день похода.



Утро встретило нас прекрасной солнечной погодой. Вышли в 8 часов. От места ночевки продолжили движение вверх по дороге. Примерно в 3 км от с.Булунгу дорога по мосту переходит на левый берег и вьется высоко над рекой, текущей здесь в крутых скалистых берегах, среди широкой и голой долины. К 10 часам подходим к месту слияния рек Гара-ауз-су и Бащиль-ауз-су, образующих Чегем, и переходим мост через Башиль-ауз-су. Далее дорога уходит на юг, в долину р.Гара-ауз-су, где расположена турбаза ЦТЭУ ВЦСПС. Мы же продолжаем движение вверх по правому берегу р.Башиль-ауз-су, по полузаросшей дороге. Характер пути резко изменяется – дорога идет среди тенистых сосновых рощ и зеленых лугов. Часто переходим по камням мелкие ручейки. Дорога идет все время вблизи берега реки, лишь изредка отклоняясь к югу.

В 12 ч. 10 минут выходим на большую зеленую поляну, где расположен летний лагерь плановых туристов, которые ходят сюда из долины Гара-ауз-су через Нарзанный перевал. Здесь переходим на левый берег р.Башиль-ауз-су по хлипкому мосту без перил. Внезапно портится погода, начинается дождь. Покрывшись накидками, продолжаем путь по едва заметной тропе среди болотистых лугов. Через час пути после моста начинается крутой подъем. Тропа снова уходит в лес. Река протекает здесь в глубоком и узком каньоне, через который также сооружен мост. По этому мосту вновь переходим на правый берег реки и продолжаем подъем по тропе. Лес редеет. Опять выглядывает солнце. В 17 часов выходим к самому берегу реки на широкую зеленую поляну, где и останавливаемся на ночевку. Дрова есть, но готовить трудно, так как дождь продолжает идти.

2 августа – 3-й день похода.


Весь день с небольшим перерывом шел дождь. Не желая намокнуть в самом начале похода, устроили дневку. Еще раз проверили снаряжение, обсудили маршрут. Пели песни.

3 августа – 4-й день похода.


С утра пасмурно, но дождя нет. Вышли в 8 часов. От места ночевки поднимаемся на высокий травянистый уступ, разрезанный посредине стремительным течением р.Башил-ауз-су. Тропа идет теперь по широкой зеленой террасе высоко над рекой; с террасы открывается вид на ледник Башиль и замыкающие его хребты и вершины. Спуск с террасы приводит на болотистые луговины, изрезанные небольшими протоками шириной 1-2 метра с быстрым течением. Местами встречаются густые заросли ивовых кустарников. Тропа окончательно исчезает. Преодолев болотистые луговины, вступаем на плоскую равнину, усеянную галькой и всхолмленную моренными буграми и грядами. Отсюда хорошо видна высокая правобережная морена ледника Башиль, поднявшись на которую, выходим к озеру с зеленоватой водой. Дальнейший подъем продолжаем по гребню морены, в западной части которой преодолеваем несколько крутых снежников и бараньих лбов, после чего выходим на ровную площадку выше 1-го ледопада. Здесь видны следы бивака – обложенные камнями площадки для палаток, место для костра и даже несколько поленьев. Здесь разбиваем бивак в 16 часов. Место ночевки расположено вблизи от гребня морены, с которого видно широкое, покрытое снегом ледниковое поле, упирающееся на юго-западе во второй большой и крутой ледопад. С юго-востока впадает текущая от Скалы Бодорку обширная ветвь ледника, в верховьях которой – пер.Лычат. На севере видно ущелье, ведущее к пер.Голубева; на северо-западе видна левая ветвь ледника, текущая от Сарыкол-баши; ее язык отделен от нижнего течения ледника высоким скалистым уступом. Передвижение ледяных масс западной ветви через уступ происходит путем периодических мощных обвалов.

4 августа – 5-й день похода.


Этот день посвятили разведке пути через 2-й ледопад, ведущий к перевалам Лензыр, Ласхедар и Кара-Кая, а также пути к пер.Лычат. Разведка заняла 6 часов. Остаток дня ушел на упаковку продуктов, которые были не нужны на первом участке маршрута. Продукты спрятали под камнями.

5 августа – 6-й день похода.


Вышли в 6 часов. Небо чистое. От места ночевки пересекаем правобережную морену юго-западной ветви л. Башиль и выходим на ровную часть ледника. Идти нетрудно, но сразу надеваем кошки.

Через 30 минут подходим к подножью 2-го ледопада в его средней части. Ледопад довольно крут и сильно разорван, участки голого льда чередуются с небольшими снежниками.
Поднявшись примерно на 150 метров, поворачиваем вправо по ходу и выходим на снежник, спускающийся со скал у левого (орогр.) берега ледника. Пройдя снежник, вновь входим в ледопад. Вследствие чрезвычайно сильной разорванности ледопада, в 11 часов ушли в рантклюфт и с веревкой вышли на довольно трудные скалы у левого (орогр.) берега ледника. Путь по скалам облегчается наличием полок. Крючья не нужны, однако необходима тщательная попеременная страховка.
К 15 часам, преодолев примерно две трети подъема, вновь вошли в ледопад, и начали траверс (с подъемом) влево, приближаясь к середине ледопада. Не сумев преодолеть последней сложной ступени, заночевали в хаосе снежных глыб и трещин (18 часов). Ночь прошла тревожно. Слышны были подвижки льда.

6 августа – 7-й день похода.


Ранним утром (5 часов) вышли на штурм последней ступени ледопада. От места ночевки поднимаемся круто вверх, в хаосе трещин и сераков. Все время приходится рубить ступени. Но вот и последний участок – вертикальная стена высотой около 20 метров. Организуем страховку через ледовые крючья, рубим ступени. Через полчаса работы на стене первый наверху. По навешенным веревкам все быстро выбираются наверх, втаскиваем рюкзаки. Ура! Это долгожданное плато. Пройдя немного вперед, подальше от края стены, в 8 часов 10 минут ставим палатки. Отсюда хорошо видны перевалы Лекзыр, Кара-кая и путь к перевалу Ласхедар. После двухчасового отдыха выходим налегке на пер.Кара-кая.

Путь к перевалу прост и занимает примерно 1 час 10 минут. С перевала виден путь на ледник Лекзыр и направо на перевал Башиль-ауз. Северная часть перевальной перемычки сложена разрушенными скалами безымянной вершины, где и находится тур, а южная часть представляет собой очень пологий, широкий осыпной гребень, состоящий из аспидно-черных камней. Путь по нему просматривается далеко вверх, и, вероятно, существует маршрут, соединяющий перемычку перевала Кара-кая с перемычкой перевала Лекзыр. С перевала сняли записку сбора инструкторов «Буревестника» по руководством П.Зарубина. Спуск с пер.Кара-кая в сторону л.Лекзыр сначала крут, а затем переходит в практически горизонтальное плато. Сзади_ справа по ходу остается путь к пер.Башиль-ауз, видимый в виде снежной дороги между скалами. Перевального седла не видно. Спуск к устью притока (над Местийской тропой) занял менее часа. Убедившись в том, что до старого пути по тропе уже остается совсем немного, решили повернуть назад по своим следам. К 16 часам были у палаток. Погода нам благоприятствовала все время.

7 августа – 8-й день похода.


Утром встали в сплошном тумане. Вышли в 9 часов и начали движение к перевалу Ласхедар. Подъем утомителен и местами довольно крут. В целом он напоминает гигантскую лестницу из 3-4 ступеней. Есть скрытые трещины, а по сему необходимо принимать соответствующие меры предосторожности. В 11 часов 30 минут вышли на перевал, однако спускаться не решились вследствие ограниченной видимости. Ночевали на перевале. С пер.Ласхедар сняли записку той же группы под руководством П.Зарубина.

8 августа – 9-й день похода.


С утра погода была пасмурная, но видимость вполне хорошая. В 8 часов начали спуск. Для оперативности связали 3 веревки, и, пропустив ее через 2 крюка, прошли первое сложное место – крутые осыпные скалы и крутой фирн.

Затем еще 2 веревки – и мы вышли к бараньему лбу, откуда был уже виден последний участок спуска. Идя в связках, преодолели скалы бараньих лбов и вышли на снежники над ледником Ласхедар, по которым легко спустились на ледник.
Нашему взору представилась довольно мрачная картина цирка Ласхедар. Совершенно очевидно, что прохождение перевала Ласхедар возможно лишь по одному пути, а именно: с перевала вниз, затем траверс налево (по ходу) под скалы по фирну, затем спуск по крутым фирновым склонам, выход на скалы, прохождение (вниз) их и выход по снежникам на ледник. Снизу не просматривается верхний участок пути – он закрыт жандармом, а сверху совершенно не виден весь нижний крутой участок пути.
Путь по леднику Ласхедар не сложен. Зоны открытых трещин легко обходятся. Наш путь пролегал посредине – ближе к правому (орогр.) краю ледника. Близко подходить под стены цирка нельзя из-за опасности камнепада со стены, так и из-за многочисленных трещин. Ночевку организовали на правобережной морене над местом впадения л.Ласхедар в л.Дзынал. Ночь была теплая, так что на завтра мы снова не ждали хорошей погоды.

9 августа – 10-й день похода.


Вышли в 9 часов. Снова пасмурно, но дождя нет. Путь на л.Дзынал идет по правобережной морене л.Ласхедар. Ледник Дзынал открыт и имеет немного трещин. Перевал Твибер хорошо просматривается (исключая последний участок пути). Идти нетрудно. К 11 часам подошли под последний взлет, к которому идет хорошо набитая по снегу тропа. Взлет состоит из грязной крутой осыпи, по которой навсречу нам двигалась большая группа плановых туристов. Мы подождали пока все «плановые» спустятся вниз, и после этого двинулись вверх.

Этот отрезок мы преодолели за 15-20 минут. На перевале встретились с инструктором Чегемской турбазы, который собирал горные ботинки, выданные плановым туристам, чтобы унести их назад, в верхний лагерь. Сняли записку туристов Киевского университета под руководством Иваницкого. Путь вниз с перевала довольно скучен. Сперва на пути попадаются грязные фирновые поля, отлого спускающиеся к леднику, затем появляются поверхностные морены и, наконец, открытый, изрезанный трещинами ледник, по которому текут бесчисленные ручьи. В целом мы шли, придерживаясь (орогр.) левой части ледника, хотя движение возможно, наверно, и справа. По пути вниз следует обратить внимание на два момента: слева по ходу открывается боковой ледник, стекающий по бараньим лбам и не доходящий донизу. Это подъем на ледник и перевал Семеновского. Перевал относится к III категории сложности. Он выводит в район нижнего ледопада л.Башиль. Немного раньше по ходу открывается начало подъема на пер.Китлод. Пройдя ледник, выходим на тропу, по которой приходим к верхнему лагерю турбазы и далее к нарзанным источникам. Искупавшись в нарзанной ванне и пройдя еще немного вниз, решили встать на ночлег, не дойдя до р.Башиль-ауз-су около двух километров.

10 августа – 11-й день похода.


Встали рано, чтобы успеть прийти засветло в наш базовый лагерь над первым ледопадом л.Башиль. Путь шел по дороге вниз вдоль р.Гара-ауз-су, а затем вверх по р.Башиль-ауз-су. Путь вверх по р.Башиль-ауз-су в точности повторяет однажды пройденный в начале маршрут, поэтому здесь он не описывается вторично.
Вечером мы были в базовом лагере. Весь путь занял около 7 ходовых часов.

11 августа – 12-й день похода.


Встали в 7 часов. 4 часа (с 8 до 12) посвятили разведке пути к нашему биваку снизу, с л.Башиль. Как выяснилось, подъем прямо с ледника, вблизи правого (орогр.) берега нижнего ледопада, возможен, но довольно крут, часто нужно идти по бараньим лбам, кое-где требуется попеременная страховка. Путь по морене, описанный выше, проще и безопаснее, поэтому он может быть рекомендован в качестве основного варианта подъема.
Вторая половина дня ушла на раскладку оставленных ранее продуктов и подсушку снаряжения.

12 августа – 13-й день похода.


Вышли в 6 часов. От места ночевки поднимаемся на гребень морены и далее по нему до скал, ограничивающих с севера юго-восточную ветвь ледника Башиль. Здесь спускаемся на лед, и, лавируя между многочисленными трещинами, выходим на середину юго-восточной ветви. Далее движемся на юго-восток посредине открытого ледника. Часто попадаются поперечные трещины, которые без особого труда преодолеваем по узким переходам и снежным мостам. На южном гребне, вблизи от начала контрфорса, ограничивающего ледник с юго-запада, видна снежная выемка, к которой ведет крутой, покрытый снегом ледник. Через полтора часа после выхода подходим к началу крутого подъема. Выемка в гребне отсюда уже не видна. Подъем в начале очень крут, идти приходится зигзагами, вырубая в фирне ступени ботинками. После 20 минут подъема склон становится менее крутым, но начинают попадаться очень широкие трещины, которые необходимо обходить. Через час после начала подъема с ровного течения ледника выходим на перевал, представляющий собой небольшую скалистую площадку на гребне. Сняли записку туристов г. Минска под руководством Л.В.Петрикова от 13 августа неизвестно какого года.
На северо-западе виден ледник, ведущий к пер.Голубева; на юге внизу виден ледник Лычат, на котором просматривается тропа на пер.Твибер. Путь спуска не виден из-за большой крутизны южного склона. Связываемся веревками. Спуск на юг идет по очень крутому скальному кулуару, опасному возможностью камнепада. Через 60 метров для безопасности переходим влево, на контрфорс, и продолжаем спуск по нему вдоль кулуара. При спуске по кулуару и переходе на контрфорс для облегчения движения и страховки забиваем несколько скальных крючьев. Контрфорс оканчивается крутым обрывом. Здесь пересекаем кулуар в западном направлении и выходим на широкий и крутой глинисто-осыпной склон, спуск по которому уже не сложен и безопасен. Траверсируя склон в юго-западном направлении, спускаемся на ледник Лычат, которого достигаем в 12 часов. Далее спускаемся по ровной поверхности правого берега л.Лычат, пересекая немногочисленные трещины. Ледник постепенно загибает к югу и образует ледопад у места впадения в л.Дзынал. Западнее впадает л.Ласхедар. Немного не доходя места впадения Лычата в Дзынал, приближаемся к скалистым правобережным склонам, принадлежащим выступу Главного хребта, который, отходя на юг, разделяет ледники Лычат и Ласхедар. Тут тянется боковая морена, которая за южным концом выступа продолжается уже как средняя морена, разделяющая нижние течения Лычата и Ласхедара. Двигаясь по этой морене, легко обходим ледопад, которым заканчивается ледник Лычат. Далее спускаемся вниз по правой стороне ледника Дзынал. В верховьях левого истока Дзынала виден крутой скалистый подъем на ложно-Твиберский перевал.

Поверхность Дзынала, вначале почти чистая и сильно изрытая впадинами, дальше становится все более заваленной камнями, и у места впадения в ледник Твибер вся правая сторона скрыта под сплошной поверхностной мореной. В этой части в Дзынал впадает справа большой, довольно крутой ледник со склонов Тот-тау. В его верховьях находится перевал Башиль. Наконец, перебираемся на ледник Твибер, пересекая его левобережную морену. Отсюда открывается замечательный вид: с севера, левее скалистой Тот-тай, спускается крутым ледопадом ледник Тот; с запада в Твибер впадают два больших параллельных ледника: Асмаши с большим красивым ледопадом и Зер со спокойным течением.
Далее спускаемся посередине ледника Твибер и через 1 километр, пересекая небольшой приток, поднимаемся на правую сторону ледника, сплошь покрытую поверхностной мореной. Кое-где растет трава. Здесь, немного ниже впадения ледника Зер, останавливаемся на ночевку в 18 часов.

13 августа – 14-й день похода.


Вышли в 10 часов. Прекрасная солнечная погода. От места ночевки двигаемся на северо-запад и поднимаемся на левобережную морену ледника Зер, по которой продолжаем подъем. Через 40 минут минуем небольшой ледопад, которым пересечен ледник. Далее двигаемся по ровной поверхности ледника, поднимающегося здесь с небольшим уклоном. Еще через 1 километр проходим против седловины на хребте Гвалды, между первой от края безымянной вершиной и второй вершиной Комсомолец (3690 м). Поравнявшись с вершиной Комсомолец, поворачиваем на запад, к видимому отсюда перевалу, лежащему между крайней западной вершиной хребта Гвалды-Бангурьян и хребтом Асмаши. По мере подъема по леднику Зер на восток открывается прекраснейший вид на ледники Дзынал, Китлод, перевал Семи, скалу Бодорку, Тихтенген, Дых-тау и высящийся над всем этим громадный массив Гестола-Тетнульд.

Километра через 1,5 после поворота ледника путь проходит мимо снежной мульды в хребте Асмаши и вновь пересевается небольшим ледопадом. Здесь начинается крутая часть подъема. Последний ледопад тоже обходим по левой стороне ледника. Снежный склон крутизной 30-40 градусов приводит через час на перевал Нюрмиш. Путь от места ночевки до перевала занял 5 часов. На перевале большая скалистая площадка; здесь можно установить несколько палаток. Из тура извлекаем записку туристов Днепропетровского университета под руководством В.Шаровского и вкладываем в него свою. С перевала открывается исключительный вид на восток на Дых-тау, Гестолу, Джангу и Тетнульд. С их огромным оледенением. По другую сторону перевала – прекрасный вид на северо-запад и, если пройти немного на запад по ровному фирновому полю, то кругозор еще расширяется и открывается вид на Ушбу от подошвы до вершины, Чатын-тау и Главный хребет до Джантугана. Ночевали на перевале.

14 августа – 15-й день похода.



Вышли в 6 часов. Спуск с перевала вначале идет на север по неширокому фирновому полю с небольшим уклоном. Через 1 километр подходим к ледопаду, которым начинается левый рукав ледника Мурквам. Ледопад падает вниз тремя крутыми ступенями и пересечен большими трещинами. Первую ступень ледопада преодолеваем, лавируя между трещинами в его средней части. Двигаться можно только на кошках. Местами рубим ступени, забили 2 ледовых крюка. Вторую ступень ледопада обходим справа по крутому ледяному кулуару. При спуске в кулуар вновь забили 1 крюк. По дну кулуара течет ручей.

Кулуар является руслом камнепадов, поэтому проходить его нужно быстро, соблюдая все меры предосторожности. Попытка преодолеть третью ступень по центру и у правой стороны ледопада не принесла успеха ввиду наличия огромных трещин. Лишь у левого края ледника удалось сойти на осыпь и обойти третью ступень ледопада. Спуск здесь очень крут. Следует остерегаться камней, летящих с юго-западного склона (идти следует в первой половине дня). В конце спуска щель между склоном и ледником, забитая большими камнями, приходящими в движение от малейшего прикосновения, становится опасной для передвижения. Однако здесь можно вновь перейти на лед. Спуск по крутому ледяному склону (около 40 градусов) приводит на относительно ровную площадку у конца щели. Здесь пересекая щель, выходим на начало левобережной боковой морены. пересекая морену, спускаемся по крутой каменной осыпи, а затем по травянистым склонам к левому истоку р.Тюибри. Дальнейший спуск – по тропе среди зеленых лугов. Переходим по камням левый исток у места слияния его с правым и двигаемся дальше по торной тропе, идущей по зеленым террасам левого берега р.Тюибри. Тропа постепенно забирает к югу, отходя от реки, и затем снова выходит к ней, ниже слияния истоков Тюибри и Лензыра. Здесь начинается густой лес. Миновав ущелье р.Чалаат, в которое идет тропа через мост, останавливаемся на ночевку в лесу на левом берегу р.Тюибри в 17 часов. Спуск с вершины перевала до начала морены занял 6 ходовых часов, а до места ночевки – еще 2 часа.

15 августа – 16-й день похода.



Вышли в 9 часов. Продолжаем движение по тропе вниз по р.Тюибри. Тропа идет все время по левому берегу р.Тюибри среди болотистых лугов и рощ и ниже становится колесной дорогой.

В 13 часов приходим в Местию, где останавливаемся на турбазе. Помывшись в душе, обедаем и отправляемся осматривать село.
Местия – центр сванского национального района Грузинской ССР. Здесь есть педагогическое училище, средняя школа, больница, клуб, стадион, электростанция. Это подлинный культурный центр района. Поражает обилие родовых боевых башен, оригинальных по архитектуре, но давно уже потерявших свое первоначальное значение.

ОТЪЕЗД



Утром 16 августа на попутной машине отправились из Местии вниз по ущелью р.Ингур. Склоны ущелья покрыты пихтовыми и сосновыми лесами, дорога идет то по берегу реки, то взбирается высоко на склоны. По пути проезжаем ряд селений, где делаем кратковременные остановки. Путь от Местии до Зугдиди (145 километров) занял около 6 часов.
От Зугдиди до Сухуми (95 километров) продолжили путь на автобусе. В Сухуми при были в 20 часов. Ночевали на турбазе «Синоп»
Далее те, у кого истекал отпуск, 17 августа отбыли из Сухуми поездом №72 (Сухуми-Ленинград) в 11 часов 45 минут и прибыли в Ленинград 19 августа в 21 час 55 минут. Остальные вернулись домой после небольшого отдыха на берегу Черного моря.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ЗАЧЕТНОСТЬ ПОХОДА



(Указаны дни пути, даты, участки маршрута, км, способ передвижения, условия перехода).
1-3 28-30 июля Ленинград-нальчик поезд ж/д
4 31 июля Нальчик-Булунгу. Булунгу – вверх по р.Башиль-ауз-су 2 автобус, пешком шоссе, грунт. дорога
5 1 авг. Вверх по р.Башиль-ауз-су 16 пешком грунт. дорога
6 2 авг. Дневка. Пережидание непогоды - - -
7 3 авг. Вверх по р.Башиль-ауз-су морена л.Башиль выше 1-го ледопада 12 пешком тропа, осыпи, бараньи лбы
8 4 авг. Дневка. Радиальный выход в район 2-го ледопада юго-западной ветви л.Башиль и к пер.Лычат 12 -“”- снег, лед
9 5 авг. Вверх по 2-му ледопаду л.Башиль. Ночевка на ледопаде 5 -“”- ледопад, скальные полки, снежники
10 6 авг. Выход в цирк севернее в.Башиль-тау, радиальный выход через пер.Кара-кая на ледник Лекзыр, возвращение в цирк 25 -“”- снег, лед
11 7 авг. Подъем на пер.Ласхедар. Пережидание непогоды 3 -“”- -“”-
12 8 авг. Спуск с пер.Ласхедар до л.Лычат 7 -“”- снег, лед, скалы
13 9 авг. Пер.Твибер – спуск до р.Башиль-ауз-су 30 -“”- снег, лед, тропа
14 10 авг. Вверх по р.Башиль-ауз-су – морена л.Башиль выше 1-го ледопада юго-западной ветви 16 -“”- тропа, осыпи, бараньи лбы
15 11 авг. Радиальный выход на л.Башиль под нижний ледопад юго-западной ветви 6 -“”- осыпи, бараньи лбы, снежники
16 12 авг. Пер.Лычат – л.Лычат - л.Дзынал – л.Твибер 16 -“”- лед, снег, скалы
17 13 авг. Подъем на пер.Нюрмиш 11 -“”- лед, снег
18 14 авг. Спуск с пер.Нюрмиш по южной ветви л.Мурквам до р.Тюибри 10 -“”- крутой ледопад, тропа
19 15 авг. Вниз по р.Тюибри до Местиа 12 -“”- тропа, дорога
20 16 авг. Местиа – Зугдиди – Сухуми 240 грузовик, автобус грунтовая дорога, шоссе
21-23 17-19 авг. Сухуми – Ленинград поезд ж/д

Общая протяженность пешей части маршрута составляет 183 км.
Количество перевалов – 5; из них 2 – 2Б категории сложности, 2 – 2А к.с., 1 – 1Б к.с.
Продолжительность пешей части похода – 16 дней, число ночлегов в полевых условиях – 15
Таким образом, группа выполнила необходимые нормативы для зачетного туристского похода 5-й категории сложности.

СНАРЯЖЕНИЕ



а) личное
1. Рюкзак альпинистский - 1 шт
2. Спальный мешок - 1 шт
3. Ботинки горные - 1 пара
4. Тапочки или кеды - 1 пара
5. Носки шерстяные - 3 пары
6. Носки х/б - 4 пары
7. Шляпа - 1 шт
8. Лыжная шапочка - 1 шт
9. Рукавицы шерстяные - 1 пара
10. Рукавицы кожаные - 1 пара
11. Ледоруб - 1 шт
12. Обвязка - 1 шт
13. Карабин - 1 шт
14. Кошки - 1 пара
15. Темные очки - 1 пара
16. Лыжный костюм - 1 шт
17. Шерстяной свитер - 1 шт
18. Легкие брюки - 1 шт
19. Штормовой костюм - 1 шт
20. Ковбойки - 2 шт
21. Нательное белье - 2 компл.
22. Накидка полиэтилен. - 1 шт
23. Нож, ложка, кружка, миска - 1 компл
24. Туалетные принадл. - 1 компл
25. Часы - 1 шт
26. Личные документы - 1 компл
Средний вес личного снаряжения, переносимого в рюкзаке – 5-6 килограммов

б) групповое
1. Палатки «памирки» - 3 шт
2. Веревка основная - 3 конца
3. Веревка вспомогатульн. - 1 конец
4. Молоток альпинистский - 2 шт
5. Крючья ледовые - 5 шт
6. Крючья скальные - 5 шт
7. Карабины - 6 шт
8 Примуса альпинистские - 3 шт
9. Канистра для бензина (8 л) - 1 шт
10. Фляги для бензина - 6 шт
11. Веревка - 1 шт
12. Котлы для варки пищи - 3 шт
13. Разливательная ложка - 1 шт
14. Ремонтный набор - 1 компл
15. Аптечка - 1 компл
16. Киноаппараты - 2 шт
17. Фотоаппараты - 3 шт
18. Запас пленок - 1 компл.
19. Фонарь с зап. батарейками - 3 компл
20. Темные очки запасные - 2 шт
21. Мазь для обуви (по 150 г) - 6 банок
22. Компасы - 3 шт
23. Документы, карты, схемы - 1 компл
Средний вес группового снаряжения на 1 человека – 5 кг

АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ



1. Бинты стерильные - 4 шт
2. Индивидуальные пакеты - 9 шт.
3. Вата стерильная
в пакетах по 100 г - 4 пак
4. Настойка йода - 50 г
5. Нашатырный спирт - 25 г
6. Этиловый спирт - 200 г
7. Марганцовка - 15 г
8. Раствор формалина 2% - 20 г
9. Вазелин борный - 200 г
10. Глетчерная мазь - 300 г
11. Эфирно-валериановые капли - 30 г
12. Фталазол по 0.5 г - 30 табл
13. Стрептоцид по 0.3 г - 30 табл
14. Пирамидон по 0.5 г - 30 табл
15. Тетрациклин по 0.5 г - 20 табл
16. Норсульфазол по 0.5 г - 20 табл
17. Зубные капли - 15 г
18. Желудочные капли - 30 г
19. Стрептоцидовая мазь - 40 г
21. Термометр медицинский - 1 шт
22. Ножницы - 1 пара

РЕМОНТНЫЙ НАБОР


1. Лапа сапожная - 1 шт
2. Пассатижи - 1 шт
3. Отвертка - 1 шт
4. Напильник - 1 шт
5. Шило - 1 компл
6. Шурупы, гвозди, болты - 1 компл
7. Фитиль, веревки разные - 20 м
8. Иголки, нитки, дратва, вар - 1 компл
9. Запасные трикони - 1 компл
10. Дюралевые пластины,
проволока - 1 компл
11. Куски кожи, брезента, корд
прорезиненный, ремни - 1 компл

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ


(Указаны: наименование, вес в г, белки, жиры, углероды, калорийность)
1 Сухари ржаные 150 10,0 1,5 90,0 423
2 Вермишель 40 4,0 0,2 30,0 150
3 Манная крупа 40 33,0 0,3 30,0 95
4 Греча 35 3,4 0,6 25,8 130
5 Рис 30 2,4 0,4 15,8 75
6 Пшено 25 1,8 0,5 14,7 70
7 Овсяная 25 2,3 0,2 15,0 82
8 Перловая 15 0,8 0,1 8,5 40
9 Сахар-рафинад 150 - - 144,0 584
10 Конфеты 20 - - 20,0 70
11 Масло сливочное 100 - 96,0 - 886
12 Молоко сгущеное 100 12,0 1,0 80,0 360
13 Консервы мясные 100 18,0 12,0 1,0 130
14 Колбаса копченая 100 26,8 19,7 0,7 296
15 Ветчина 20 4,1 3,6 - 50
16 Шпиг 25 2,3 15,4 - 154
17 Сыр 20 4,5 5,4 0,5 70
18 Вобла сушеная 10 2,9 0,8 - 21
19 Какао 12 2,0 0,8 - 21
20 Кофе натуральный 2 3,0 2,6 0,4 7
21 Чай 1 - - - -
22 Сухие овощи 20 2,4 0,2 16,0 72
23 Сухие фрукты 20 1,2 0,1 13,0 76
24 Соль, перец, лавровый лист 30 - - - -
25 Витамин «С» с глюкозой 15 - - 10,0 60
26 Поливитамины 1 - - - -
Всего: 1106 135,9 163,8 519,8 3948
При выходе на маршрут продукты были взяты на 18 дней. Наибольший вес рюкзака в первый день похода составил:
для мужчин – 32 кг
для женщин – 21 кг

СМЕТА ПОХОДА


а) расходы на 1 человека
1. Железнодорожный проезд от Ленинграда до Нальчика в купированной вагоне до Мин.Вод - 25-50
2. Проезд на автобусе от Нальчика до Н.Чегема - 0-80
3. Проезд на машине от Н.Чегема до Булунгу - 1-00
4. Проезд на машине от Местии до Зугдиди - 1-50
5. Проезд на автобусе от Зугдиди до Сухуми - 1-60
6. Железнодорожный проезд СУХУМИ – Ленинград в плацкартном вагоне
- 18-20
7. Питание в дороге 1-50 х 7 - 10-50
8. Питание на маршруте 2-00 х 16 - 32-00
9. Прокат снаряжения - 10-00
10. Прочие расходы - 5-00
ВСЕГО: - 106-10

б) расходы на группу
106-10 х 9 = 954-20

Расходы погашались за счет личных взносов участников

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУППЫ



Связь телеграммами с ЛОС ДСО «Труд» и с КСО Ленгорспортсоюза. Телеграммы отправлялись из Н.Чегета, Местии и Сухуми.

ЛИТЕРАТУРА


1. Э.С.Левин. Перевалы Центрального Кавказа. Изд. «Физкультура и туризм», М. 1938 г.
2. Отчеты о походах по Центральному Кавказу в библиотеке ЦКТ

Руководитель похода: Бриккер А.М.
Оцифровка текста: Константин Семёнов

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.