Перспективы туристского многоборья

По поводу проведения семинара-совещания по вопросу усовершенствования правил соревнований по туристскому многоборью 18-20 января 2008 года в Казани.

Мое дело – сторона, и это мне нравится. Иначе стало бы грустно. В турмногоборье я не имею ни личных пристрастий, ни личных амбиций, слава тебе, Господи! Как директору станции юных туристов мне важно понять, какие соревнования проводить для своих подопечных: по туристскому многоборью, по ПСР (теперь – тоже туристскому многоборью, но со своим «Руководством») или вовсе контрольные соревнования с приблизительным судейством, зато со свободой придумывать. Пока сам занимался с детьми, готовил их к соревнованиям по туристскому многоборью, поэтому хочу, чтобы оно уцелело, но, сдается мне, оно само себя закопает.

В чем сложность? – Именно в сложности! Туристское многоборье стало настолько трудным для понимания (и для судейства), что в него с улицы не войдешь, им просто так не займешься. Не знаю, как где, а в Питере успешно бегают на соревнованиях взрослых те, кто успешно бегал «по детям». Больше того: на «взрослых» соревнованиях дети бегают успешнее взрослых. А взрослые, то есть, вообще говоря, молодежь, не в силах «въехать» в комбинированные этапы дистанций 4-5 класса, уходит толпой в «Кубки экстремальных условий», в лучшем случае – в ПСР. Походите по сайтам, посмотрите итоговые протоколы и поймите, где сейчас молодежь.

Мне скажут, многоборье – это спорт, это «без дураков», этим нужно заниматься серьезно. Добавим: заниматься серьезно и с детства. Но где заниматься? Спорт – он в спортшколах живет. А сколько у нас по стране отделений туристского многоборья по школам? Я в Питере который год бьюсь, чтобы хоть одно появилось. Потому что зарплата тренера в спортшколе напрямую зависит от результатов его подопечных, и тренерский труд его кормит: худо ли – хорошо. Вне спорта педагог дополнительного образования тренирует до тех пор, пока не надоест, а надоедает достаточно быстро. Сегодня этот человек начинает «давать результат» (его команды показывают вполне приличные результаты), а завтра этого человека нет не только что в многоборье – в детско-юношеском туризме совсем. Я понимаю, что и в спорте такое случается, но там больше поводов удержаться при деле.

За проблему туристского многоборья нужно браться с разных концов. Во-первых, упростить методики судейства, сделать многоборье понятным для всех, а не только для десяти-двадцати посвященных по целой России. Во-вторых, переводить его в спорт, то есть в спортшколы. На «энтузиастах-общественниках» оно долго не простоит. Или будет спортом десяти судей, пяти тренеров и нескольких десятков спортсменов. Как кому, а мне это не интересно, как бы ни было интересно само по себе туристское многоборье.

Некогда этот «вид спорта» образовался на безальтернативной основе. Сегодня у него достаточно конкурентов. Это нельзя не учитывать. Нельзя собираться в небольшие тусовки и определять у кого из собравшихся что больше-длиннее… Я согласен: надо спешить. Но торопиться не надо. Если есть готовый проект руководства, его нужно повесить и обсуждать «всенародно». В воздухе витает идея выделения туристского многоборья в отдельный вид спорта, идея создания федерации туристского многоборья. Таким путем в свое время прошло спортивное ориентирование. Нужно ли это туристскому многоборью? Если «походники» будут тормозить «многоборцев», стоит бросить «походников», но только в том случае, если сами «многоборцы» не такие же «тормоза». Походники заняты кучкованием и говорильней. Чем планируют занять себя многоборцы? Если тем же – им не стоит бросать спортивный туризм. По одиночке все они еще скорее потонут.

Дело не в том, как быстро появится новое «Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму». Дело в том, каким оно будет. Если еще более «навороченным» — это одно. Если внятным и пригодным к использованию, это другое. Вы знаете, сколько руководителей туристских кружков не влезают в туристское многоборье, потому что не могут понять, о чем говорят многоборцы? Я тоже не знаю, но они существуют. И занимаются ПСР.

Я пытался проводить ПСР-ы. Считаю, что там еще наломается дров, насовершается много ошибок (я тоже их совершал). Но в конце концов у них может получиться что-то удобоваримое. Более удобоваримое, чем туристское многоборье. Так может стоить поискать пути объединения видов соревнований? Или мест главных судей не хватит для всех? Если так, то скоро не хватит участников.

И еще один интересный вопрос для составителей нового Руководства. Планируют ли они сохранить связь техники туристского многоборья с техникой преодоления препятствий на реальном маршруте? Если планируют, им не обойтись без корней, без традиций. Не обойтись без опыта тех, кто помнит, как это все начиналось. Их немного, они любят поговорить и послушать себя (а современные тузы многоборья в возрасте тридцати-сорока это не любят?), но их нужно слушать. Если, конечно, хотеть сохранить связь и преемственность.

Из истории туристских соревнований, очевидно, что в «дотеплоуховские» времена:
«В 1975 году Центральный Совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) утвердил первые редакции «Временных правил» соревнований по пешеходному, водному и горному туризму. В 1978 были утверждены «Временные правила» соревнований по лыжному туризму. С этого времени соревнования по технике различных видов туризма регламентируются едиными «Правилами». Начиная с 1976 года, стали проводиться Всероссийские и Всесоюзные туристские слеты, для которых выбираются районы, позволяющие одновременно проводить соревнования по нескольким видам туризма. После выхода «Правил», в июне 1976 года на реке Зилим (Башкирия) прошел Первый Всероссийский слет пешеходных туристов. Первое место в соревнованиях по технике пешеходного туризма заняла команда Ленинграда (завод «Большевик, капитан В.А. Малинин, тренер – И.А.Бритаров), второе место – детская команда Ленинградской детской экскурсионно-туристской станции (руководитель И.А.Бритаров).

Первые (судя по источникам литературы – первые в стране) соревнования по ТПТ в закрытых помещениях проводились в 1976-80 г.г. в школе г. Всеволожска (Ленинградская область), на базе которой работали туристские кружки старшего инструктора ЛенОблДЭТС Бритарова И.А. Соревнования проходили в виде первенств кружков ЛенОблДЭТС, а так же товарищеских встреч кружков ЛенОблДЭТС и ЛенГорДЭТС. Для соревнований был соответственно оборудован спортзал школы. Здесь же проходила подготовка команды ЛенОблДЭТС в качестве сборной Ленинграда. На тренировки и соревнования во Всеволожске приглашались слушатели Зональных Семинаров Северо-Западных зональных курсов по подготовке судей ТПТ для обмена опытом и практики.

В 1988 г. Коллегия Судей ЛКТ разрабатывает Положение о Первых городских соревнованиях по ТПТ в закрытых помещениях – официальном первенстве города. В качестве Полигона предложен закрытый Манеж спорткомплекса завода «Большевик». Главный судья – Циперсон Э.Е., начальник дистанции – Малинин В.А. Очень высокий, просторный зал Манежа, наличие мощных перекрытий позволили поставить большую сложную дистанцию и успешно провести соревнования. В 1989 г прошли вторые, а в 1990 – третьи соревнования, которыми уже руководил актив Комиссии пешеходного туризма (Гл. судья Слепнев В.П)».

Сообщаю, что и Игорь Александрович Бритаров, и Эдуард Эфимович Циперсон (Председатель Комиссии по слетам и соревнованиям Ленинградского клуба туристов в 1965- 1978 гг., Председатель Коллегии судей Федерации туризма Ленинграда в 1986-89 гг., Судья Всесоюзной категории) до сих пор находятся «в твердой памяти и здравом уме». Приведенные мною отрывки взяты из материалов, подготовленных Э.Е.Циперсоном для Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России, создаваемой на Станции юных туристов. Делайте выводы.

Чего хотят сегодняшние «взрослые» многоборцы? И пойдет ли за ними детский туризм? И хотят ли они того, чтобы пошел? Ничего, пока что, не ясно. Но хорошо, что «процесс пошел».
Считаю, что связь с реальной техникой совершения путешествий нужно сохранить. Считаю, что ПСР-ы нужно поглотить в процессе объединения (кто кого в итоге поглотит, мне, представьте, «по барабану»). Считаю, что соревнования по технике лыжного туризма должны быть соревнованиями то технике лыжного туризма, а не соревнованиями по наведению переправ с контрольным грузом в виде гоночных лыж. Поэтому лыжное руководство должны смотреть лыжники. Считаю, что Руководство нужно обсуждать более чем участниками одного семинара. Считаю, что подготовленный документ должен «вылежаться», откорректироваться и приняться всеми, кто играет в этот вид спорта. Считаю, что молодежное туристское многоборье не выживет без детско-юношеского. Считаю, что детско-юношеское туристское многоборье может выжить только в споршколах.
Интересно, что из всего этого выйдет! И то, что выйдет, подойдет ли к чему-нибудь?

Губаненков С.М., судья первой категории,
директор городской Станции юных туристов, Санкт-Петербург.

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.