Метод «СТОП – ОШИБКА». Информация к размышлению.

Новое – это, нередко, хорошо забытое старое…
Пословица.

Маленькое предисловие.
1976 – 1981г – годы первых крупных соревнований по технике пешеходного туризма в СССР, проводимых «по Правилам»: 1976 – 1-е Российские соревнования ЦСТиЭ (Башкирия). С 1977 – го каждые 2 года идут слеты Рос ДСО «Спартак», с 1978 – го каждые 2 года - Всесоюзные соревнования ЦС ДСО «Спартак», в 1981 – Всесоюзный Слет туристов ЦСТиЭ. При ЦСТиЭ создана Коллегия судей туристских соревнований (предс. Э.Н. Кодыш). Всеми перечисленными выше соревнованиями руководит достаточно ограниченный круг туристского актива Москвы, Ленинграда, Украины. В печати появляются первые пособия по организации и судейству соревнований.
Нужно отметить, что соревнования по технике туризма рассматривались в те годы (и еще много лет спустя) прежде всего как массовая школа внедрения в туризм приемов обеспечения безопасности сложных туристских походов. Отсюда, с первых описываемых здесь лет их проведения, возникло мнение, что содержание соревнований должно быть не только спортивным, ограниченным определением сильнейших, пробежавших быстрее и с наименьшим количеством штрафуемых ошибок, но и методическим, обучающим. Предлагалось рассматривать смысл судейской работы не только в том, что бы подмечать
(и штрафовать) ошибки участников, но заставлять их самих анализировать, находить и исправлять совершенные ими ошибки. Так возник термин «Стоп! Ошибка!». В 1978-80гг ленинградскими представителями Коллегии (см выше) И. Бритаровым и Э.Циперсоном была предложена методика судейства по системе «Стоп! Ошибка!». В 1981 г она была распространена силами РосДСО «Спартак» как методическое руководство для подготовки 3-го Российского слета туристов – спартаковцев. В 1982г вышла новая редакция «Правил». «Стоп! Ошибка!» присутствовала в ней в весьма ограниченном виде, а в дальнейших редакциях сошла на нет.
Сейчас в Коллегии судей туристских соревнований КО возникла мысль о включении метода «Стоп! Ошибка!» в систему судейства. Выколотив пыль из случайно сохранившегося за 40 лет экземпляра, автор представляет Вам некоторые его положения, которые могут представлять интерес при обсуждении данного вопроса.

1.
Смысл предложенной системы, «Стоп! Ошибка!» заключался в том, что участник предупреждается судьей о совершенной ошибке - «Стоп!», значит - прекращай какие бы то ни было поступательные действия и исправляй Ошибку. Какую? А в этом и есть смысл метода: найди и исправь. Тогда получишь минимальный штраф - «за Ошибку».
Но! Известно, что любая ошибка может быть наказана штрафом только при условии, что она в глазах судьи становится с этого момента необратимой.
Примеры:
А. – как только она совершена, виновный с этой секунды подвергает опасности или себя, или другого участника:
- начал страховку, уже вышедшего за контрольную линию участника не надев рукавиц, неправильно осуществляет эту страховку и т.д.
- сам вышел за контрольную линию не пристегнув страховку (не закрыв карабин, неправильно завязав «схватывающий и т.д.);
Б. – никакая опасность еще никому конкретно не грозит, но участник (капитан) докладывает судье, что определенная часть задачи командой (участником) выполнена, и команда готова перейти к следующему ее этапу:
- перила готовы!
- носилки готовы!
- участник для транспортировки (подъема, спуска, и т.д.) – готов!
Судья сам подсказывает (напоминает) команде этапы очередного доклад: «будут готовы перила, (носилки, уложен и закреплен «пострадавший» и т.д.) – доложите! Как только доклад прозвучал, ошибка становится необратимой – ведь команда утверждала, что все сделано правильно!
В.- ошибки, связанные с конкретно совершенными или условно совершенными действиями аварийного характера: срывы, падения, опрокидывания спассредств, разрыв страховки в опасной зоне и т.п. – здесь система «Стоп! Ошибка!» неприменима. «Авария» уже произошла, или произойдет в любой момент, и давать участнику время на раздумья – нельзя. Можно только штрафовать (если не нужно приходить на помощь). Однако, команда «Стоп!» может звучать и сейчас. Ситуации: разрыв страховки в действительно опасной зоне, потеря (спадание с головы) каски движущегося на этапе участника, возникшая близость рук к опорному карабину страховки и ряд других реально опасных ситуаций – судья должен крикнуть «Стоп!», заставить немедленно прекратить движение, исправить ситуацию, и лишь потом прибегнуть к штрафу в соотв. с Таблицей.

2.
Все изложенное в п.1 вроде бы просто: совершил ошибку - «Стоп! Ошибка!» - осознал – исправил – пошел дальше. Получил минимальный штраф (сегодня – наказание временем).
Совершил «аварийную» ошибку (п.В) – получил штраф в соотв. с Таблицей - пошел дальше (возможно, выполнив какие – то требования судьи на «Стоп!» -одел каску …).
А вот наш участник совершил одновременно 2 - 3 ошибки! (страхует без рукавиц близ незакрытого опорного карабина. На команду «Стоп! Ошибка!» – одевает рукавицы. Вторая «Стоп! Ошибка!» (второй штраф) – закрывает карабин. Третья «Стоп! Ошибка!» (третий штраф). Участник в недоумении «Чего надо?».
Судья четко объясняет ошибку («руки близко к карабину!» или, сегодня, «касаются карабина»). Это называется «Подсказка судьи». Участник мог запросить ее сразу (после первой «Стоп! Ошибки!»), и судья должен тогда перечислить все свои претензии. Но «Подсказка» (в баллах) стоит втрое дороже…Судья указывает содержание ошибки, а не способ ее исправления:
- здесь узел неверен,
- положение веревки на теле неверно,
- подключение «сопровождающей» неправильно,
Участник исправил все ошибки, штраф идет за все «Стопы», и за запрошенную «Помощь».
Но вот наш участник и сейчас не может справиться с задачей: он не знает, какой должен быть узел, как правильно охватить себя веревкой, куда следует включать «сопровождающую» - опять «Стоп! Ошибка!». Вот теперь последняя надежда на «Помощь судьи». Судья указывает, как и что должен выполнить участник, штрафуя его «за все прошедшее, и за ошибку по Таблице штрафов – это наказание за «ПОМОЩЬ».

Может быть последний вариант: участник не может выполнить прием даже по указаниям судьи. Он не понимает, как накладывается «схватывающий « на сдвоенную веревку, как привязываются «подвески» к носилкам, как сделать «пояс» для переноса «пострадавшего».. Здесь речь идет уже о снятии с этапа « за техническую неподготовленность».
Вот так предлагалась система «Стоп! Ошибка!» 40 лет назад. Следует ли возвращаться к этому опыту, и в каком объеме? Хотелось бы знать мнение нашей судейской Коллегии.

Э.Циперсон

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.