Интервью со Станиславом Кржижановским. Альманах ПКТ №1

Член ПКТ с 1966 года
Председатель правления ПКТ с 1969 по 1971 годы


Когда вы пришли в туризм? Под чьим влиянием?


Началось всё ещё в 1958 г, в школе. У меня и у школьного друга Карамзина В. были велосипеды (Он в дальнейшем тоже был Председателем правления ПКТ в 1971-1973 гг). Решено было на великах объездить все дороги Ленинградской области. Первыми поездками были выезды до Пушкина, Павловска, Рощино. Самым далёким выездом тогда стал выезд до Новгорода. Но состояние дорог, соединяющих радиальные, было таким, что стало очевидно: передвигаться по ним можно только пешком! После поступления в ЛИАП продолжались пешие походы по области в различные районы Карельского перешейка, Ладожского озера, Красной горки, р. Луги и т.д.

Было совершено несколько очень дальних поездок с помощью автостопа и пешего передвижения, например: Ленинград – Тбилиси – Грозный – Крым – Одесса – Кишинёв – Киев – Чернигов - Ленинград.

В горный туризм я пришёл в 1966 году под влиянием приятеля по группе. В ЛИАПе у нас была неплохая альпинистская секция. От неё проводились походы в горах. Фамилию первого инструктора, к сожалению, я не помню. Под влиянием этого похода мы попали на скалы в парке Монрепо, просто, как зрители проходивших там осенью соревнований по скалолазанию, а осенью того же года влились в ПКТ. Стали заниматься в школе инструкторов, которую тогда вёли И. Благово, И. Остроухов, Лебедев, С. Успенский. Так что в ПКТ я с осени 1966 года. Тогда большое влияние на работу ПКТ оказывал М. Бабицкий. Без его участия и влияния не проходило ни одно мероприятие.


Кто из ваших руководителей и инструкторов оказал на вас самое заметное влияние?


Из тех, кого я назвал, пожалуй, все. Наиболее выдающаяся личность из них – Иван Благово.


Какие события, изменения в истории ПКТ вы считаете самыми заметными, и благодаря кому они произошли?


Когда был в ПКТ, особых изменений не было, основным направлением в те годы был массовый туризм. Причём не за категорийностью гнались, а за тем, чтобы привлечь больше участников. До 1980 года серьёзных изменений в какую-то сторону не было. Было поддержание успешной работы. Те, кто заканчивал курсы инструкторов, руководили походами I к.с. на Западном Кавказе в туристском лагере Гвандра в районе р. Чирюкол и шли в дальние сложные, спортивные походы участниками и далее руководителями и т.д. и т.д. Многие продолжали принимать активное участие в работе ПКТ. Это: Петрова, Муравьёв, Погост, Лобов, Халип, Викторов, Шумский, Брусов, и другие.


Цель клуба, на ваш взгляд, была скорее в массовости, чем в спортивных достижениях?


Было и то, и другое. Но упор делался на массовость. Ведь школу инструкторов заканчивало около 30 человек каждый год, а для руководства группой инструктору надо было подобрать минимум 10-12 участников. Без массовости этого не обеспечить. Если мы сейчас посмотрим списки тех, кто продолжает так или иначе работать в Петроградском клубе туристов, среди них найдём многих, кто пришёл в клуб в те годы участником своего первого похода. За счёт массовости получалась выборка наиболее инициативных, полезных для ПКТ людей.


Перечислите самые запомнившиеся походы, самые запомнившиеся эпизоды из походов.


Сложный вопрос, у меня все походы в голове держатся. Начиная от самого первого, включая перевалы, ущелья, реки. Успешные и неудачные действия. Причём с 1969 по 1971 год я был председателем правления клуба и дважды начальником т/л Гвандра, и не было времени до личных походов. В качестве руководителя провёл несколько единичек и двойку, а участником до III к.с. Всё равномерно врезалось в память. У меня много фотографий, часть из них выложена в Интернете, а когда их просматриваешь, всплывают события и до, и после зафиксированных моментов.


Какие соревнования в ваше время проводились в ПКТ и в каких вы участвовали в качестве спортсмена, судьи, постановщика дистанции?


Судейство и участие было и на скалах в Выборге, и в Кузнечном, и на Красном холме. Регулярно проводились соревнования на слётах ПКТ, Кстати, в осенних слётах иногда участвовали известные барды.


Как вы считаете, какова связь между соревнованиями и походами? Соревнование – это подготовка к походу, или скорее самостоятельный вид спорта?


И то, и другое. Если человек рассчитывает дальше совершенствоваться и идти в серьёзные походы, то соревнования – это тренировка, которая многое даёт, в том числе выносливость и быстрота действий в сложных погодных или походных ситуациях. Ведь на соревнованиях всё происходит быстро, и получается, как бы спринтерская выносливость. В походе несколько другое. Некоторые инструкторы проводят поход и как инструктор, и как участник-инструктор, который даёт возможность 1-2 участникам быть дублёром инструктора на определённом этапе маршрута.


Что вы можете вспомнить про лагерь «Гвандра»?


Первый раз я попал туда в 1968 году, уже после окончания школы инструкторов и после инструкторского похода III к.с. под руководством Благово и Остроухова. В лагере первые четыре дня были очень напряжённые занятия, причём для всех. Заключительный день назывался «проверка на вшивость». Это было восхождение на небольшую вершину прямо над лагерем. И если при этом восхождении наблюдаешь со стороны, то видно, на кого какое внимание нужно обратить – и на инструкторов, и на участников. А в программу входили снежные занятия, водные переправы, скалолазание, умение удержаться на травянистых склонах и скалах, верёвки, узлы, страховка.


Был ли в то время список требований к участникам похода I-II категории сложности?


На бумаге списка не было, но школа под влиянием Благово и Остроухова оставляла в конспектах и головах будущих инструкторов полный перечень необходимых требований для того, чтобы идти в поход и вести за собой участников. Каждый мог попробовать свои силы на любом участке. Например, можно было наиболее сильным и решительным разрешить при соответственной страховке во время занятий провести переправу на бурном участке реки в районе т/л, где вода доходит до пояса. А остальные, наблюдая за смельчаком, понимали, что переправа – это не шутки.


Какое снаряжение в те годы можно было достать, а какое приходилось делать или переделывать самостоятельно?


Практически многое делали сами. Доставать умудрялись верёвки, карабины, крючья. Я даже не помню, каким путём. Даже ледорубы пытались делать сами. Ездили на завод, договаривались, приходили в вечернюю смену, нам доверяли пару станков, и мы работали – не всегда удачно. Могу сказать по собственному опыту, что из трёх заготовок ледорубов, прошедших через руки, обычно удавалось отфрезеровать и довести до конца один, потому что был маленький опыт работы на станке. Например, все очертания ледоруба сделаны, а там, где вставляется древко, фрезернул немного глубже, и всё провалилось, запорол заготовку.

Палатки и штормовки, некоторые любители шили сами. Доставали, например, парашютный шёлк, серебрянку и шили. Многим хотелось сделать что-то своё. А покупные и прокатные палатки были все однообразными и не всегда удобными. В одноместную, прокатную входило два человека, в двухместную четыре человека. Стандартные палатки не во всём устраивали, кроме того, парашютный шёлк и серебрянка были легче брезента и надёжнее.


Сколько весила палатка на 3 человек?


Около 4 килограммов.


Современные палатки весят примерно столько же.


Но они двухслойные, с тамбурами, с окошками, с москитной сеткой. А у нас были простые однослойные палатки.


Проводился ли у вас разбор полётов после похода?


Проводился практически во всех группах. Михаил Бабицкий любил подсесть к групповому костру и начать подобный разбор. Кто какую вершину видел? И запомнил, какие границы сходятся на Кавказе, какие навыки походов в горах освоили, какие сложности возникали, и так далее. Мог зайти разговор с самыми неожиданными вопросами. Я тогда был участником, и хорошо это помню. Эти традиции поддерживались инструкторами в дальнейших походах.



Сравните психологическую обстановку в походе и в обычной городской жизни.


Сравнить очень трудно. Люди в горах и, вообще, в походах раскрываются совсем с других сторон. Человека в городе можно не увидеть таким, какой он там, в горах.

Если люди в клубе или секции удерживаются годами и десятилетиями, то они все эти годы остаются достойными и дома, и на работе, и на вечеринке, и в походах.


Какие у вас контакты с современным ПКТ, в том числе с ветеранами?


С ветеранами – постоянные, насколько возможно.


За современным ПКТ вы следите?


В основном через Интернет. Фотографии на сайте carabin.ru просматриваю, календарь намеченных мероприятий. В форуме почти не принимаю участия, потому что некогда просто. Посмотришь фотографии соревнований, узнаешь знакомые лица, и сразу многое понятно. Мне дважды предлагали принять участие, например, на трассе судить. Но как-то не получалось.


Но в принципе вы готовы.


Да. Только не позволяет время.


Следующий вопрос. Какие интересные традиции ПКТ утрачены, на ваш взгляд, а какие продолжают развиваться?


Судя по содержанию сайта, ничего не утрачено. Просто другой уровень, другое отношение, другая форма, другое снаряжение, соответствующее времени. Это естественно.

Кстати, про снаряжение. На одном из сайтов про альпинизм есть выставка старого снаряжения. И кто-то в комментариях написал, что тем, кто пользовался таким снаряжением в сложных походах, надо сразу давать Героя Советского Союза. И в этом что-то есть. Хотя бы потому, что, прежде всего, всё это было громоздким и тяжёлым. А дополнительно взятый, например, фотоаппарат в те годы весил 1,5-2 килограмма, кинокамера с тем, что с ней необходимо взять – около 5 килограммов. Это было личное снаряжение, в общественный вес его, как правило, не записывали. Я обычно знал, что не возьму то, без чего можно обойтись, но возьму кинокамеру и фотоаппарат.


Я видел фотографию 1971 года, на которой вы с кинокамерой. И кинохронику тех лет видел.


Киносъёмки не очень хорошо получались, потому что были проблемы с плёнкой, с проявкой. Плёнку надо было тоже доставать, и находили разные возможности это делать. Списанные плёнки, например. Изображение на них оказывалось более серое и не такое контрастное.


В чём, на ваш взгляд, состоит роль туризма?


Роль состоит фактически во всём. Если человек начинает заниматься туризмом в молодости, туризм оказывает большое влияние на будущего человека. На физическое развитие, на воспитание, на уклад мышления, на умение приготовить пищу, наконец. У него формируются другие представления о жизни. Почему, между прочим, большинство бардов сформировались окончательно в туристских походах? Потому что туристам не надо ничего придумывать. У них многое пережито в походах.


И заключительный вопрос. Что вы хотели бы добавить к уже сказанному?


Мне всегда очень приятно, когда я нахожусь в помещении Петроградского клуба туристов и вижу, что современная молодёжь, совсем не такая, как в моё время, не хуже, не лучше, просто другая, она тоже продолжает заниматься туризмом и принимает активное участие в работе ПКТ.

Конечно, нельзя не вспомнить, что огромное содействие работе клуба оказывалось администрацией Дворца Культуры им. Ленсовета.

К сказанному обязательно надо добавить о взаимоотношениях между местным населением аула Хурзук и приехавшими из Ленинграда гостями-туристами. Они всегда складывались дружественными, основанными на взаимопомощи и взаимопонимании. Ведь территория лагеря Гвандра располагалась непосредственно напротив летних кошей хурзукских пастухов с их многочисленными семьями. Участники лагеря помогали в расчистке дороги от нижнего коша до верхнего, которая с каждым годом становилась всё больше похожей на дорогу, укрепляли мосты, верхний и нижний. Особенно хорошими словами хочется вспомнить семью Кочкаева Коды и его сына Хасана! Деда Мусы! С их стороны не было отказов, например, в предоставлении в случае необходимости лошадей и гужевого транспорта.



Интервью взял Сергей Иванов

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.