Интервью с Наталией Карповой. Альманах ПКТ №2
Член ПКТ с 1986 года Исполняющий обязанности Председателя Правления ПКТ в 2007-2008 и 2009-2010 годах
Когда ты пришла в туризм? Под чьим влиянием?
Здесь в ПКТ был мой друг Юра Выжигин. Мы вместе с ним работали. Я, когда закончила занятия спортом, сразу по окончании института, образовалась такая пустота. Хотелось чего-то живого, раньше я постоянно ездила на сборы. Юра привёл меня в клуб, я попала в группу Володи Богданова. Это было в 1986 году прошлого века.
До того я не занималась туризмом, хотя мои одноклассники занимались во Дворце Пионеров, они меня звали, и я иногда выезжала с ними по выходным. Но в принципе это была прогулка.
Каким спортом занималась?
Конькобежным. Была мастером спорта.
Какое снаряжение, когда ты пришла в туризм, можно было купить, а что приходилось делать или переделывать самим? Вспомни интересные моменты, связанные с изготовлением снаряжения в то время.
Ботинки самим не сделать, поэтому их покупали. Каски были строительные, их добывали. А почти всё остальное делали сами. Сейчас трудно в это поверить. Я перед первой единичкой сшила себе рюкзак. Тогда была книжка «Самодельное туристское снаряжение». Лида Гусева мне подсказывала. Я сшила огромный рюкзак, но на маршруте подвески полностью перешивала.
Сама сшила и пуховку, и синтепоновый, а потом и пуховый спальник. Первый купленный спальник – уже после перестройки, я и сейчас в нем сплю.
Кто из инструкторов и руководителей оказал на тебя самое сильное влияние? Чем именно?
Сложно сказать, кто оказал самое сильное влияние. Конечно, первый инструктор - Володя Богданов. Он проводил выезды, тренировки по ОФП, строго следил за посещаемостью. В единичку он не смог повести поход, нас повела Лида Гусева, тогда ещё она была Ермолаева. Мы до сих пор с ней общаемся, у нас очень хорошие отношения. Затем Богданов провёл у нас двойку и тройку. После этого ходила четвёрку с Витей Беляевым, был чудесный поход, но Витя не изволил сделать отчёт. Фаны – это просто чудо. Озёра. Потом ходила четвёрку с Михеевым, потом несколько пятёрок с Голубевым и пятёрку с Михеевым. А кто оказал большее влияние – каждый инструктор давал что-то своё, они все очень разные, и каждому я очень благодарна, и со всеми было интересно.
Самые запомнившиеся походы: в качестве участника и в качестве руководителя.
Самый запомнившийся – единичка. Погода была просто шикарная. Первый выезд в горы, сказка! Остальные походы запомнились по-своему. В Фанах – многочисленные озёра. Беляев не разрешил мне купаться в озере Пштикуль, совершенно шикарное озеро, скальная котловина, отвесные скалы, и только с одной стороны подход.
Как считаешь, цели ПКТ прежде всего спортивные или физкультурные?
Спортом я бы это не назвала, скорее физкультура, от каждого по способностям. В спорте каждый работает на максимум, иначе результатов не будет. Туризм отличается массовостью, а массовость – это физкультура. Плюс общение – например, из той нашей единички только Лида Гусева и Юра Терехов ходят в походы, а для остальных остался просто круг приятного общения. Некоторые спрашивают, как ребёнка направить в детский туризм – значит, для них это очень приятные воспоминания.
Какие наиболее значительные события произошли в ПКТ за время, которое ты была в клубе? Заметно ли сказался переход от советской к российской действительности?
Заметно сказались. Например, аренду помещения оплачивал профсоюз (за обучение в Школе мы платили в Сберкассе и приносили квитанции). Кроме того, нам – учащимся Школы горного туризма – оплачивали дорогу, выдавали еду. Иногда это шло не на пользу – например, в Фанах на складе выдали гречку, и получился великий гречневый поход. Завхоз решил, что не надо покупать крупу, и гречу ели каждый день, а то и два раза в день.
Какие изменения были в работе школы ПКТ, как менялось со временем количество членов клуба и слушателей Школы?
Когда я пришла в ПКТ, летние семинары проводились в 2 смены. Только из одной нашей Богдановской группы было 3 единички. Нас на семинар целый вагон ехало, бедные проводники. А в одном сезоне в начале 90-х мы долго не начинали занятия и ждали, пока наберётся группа в 12 человек, чтобы имело смысл начать обучение. В последние годы начался рост численности.
Какие из традиций ПКТ сохранились, а какие утрачены по сравнению с временами, когда ты пришла в клуб?
Что считать традициями? Когда я начинала, слёт ПКТ был более спортивный. Сейчас мало кто едет участвовать. Раньше были командные соревнования, то есть команда получала очки на различных этапах. В конце слёта подводили итоги. Интересным мероприятием был кросс-поход. Этап ориентирования, затем препятствие, например, переправа. Это было очень интересно, особенно для новичков. Потом слёты превратились в развлекательное мероприятие – дискотека, посиделки с друзьями. Сейчас приходит молодёжь, им интересно соревноваться, я их понимаю, мне тоже тогда хотелось больше соревноваться.
Как думаешь, способствуют современные информационные технологии развитию туризма?
Думаю, что способствуют. Например, очень многие обратившиеся ко мне по поводу Школы ПКТ узнали о существовании нашего клуба с какого-либо сайта. Зашли на наш сайт, взяли мой телефон или адрес и вышли на связь. Поиск этот в принципе работает. И ветераны ПКТ сейчас разыскивают друг друга через Интернет, в частности через carabin.ru.
Мне интересно заходить на сайты других клубов, у них лекции проводятся, отчёты вывешивают. А когда я водила группы, приходилось идти в Городской клуб туристов и там искать информацию в бумажных отчётах.
Ещё через Интернет удобно заказать пропуск в погранзону и заказать заброску.
Чем тебе запомнилась Школа ПКТ? Какие обязанности ты выполняла в школе ПКТ, чем занималась с новичками?
Когда я начинала учиться, хорошо помню, что Лена Миллер у меня принимала первый экзамен. Сейчас она в Городском клубе. Ещё из инструкторов запомнился Циперсон, который читал лекцию про снаряжение и рассказывал, что лучшая палатка – это серебрянка, а лучший рюкзак – это «зелёный друг», абалаковский. И что площадку под палатку надо сначала выложить крупными камнями, затем мелкими, а затем посыпать песочком. И ещё что в горный поход надо брать спиннинг. Вы это, к сожалению, не знаете.
В качестве инструктора я читала лекции, в основном про раскладку и бивуак, проводила выезды, некоторое время была начальником Школы.
Имеет ли смысл создавать методическое пособие по материалам лекций? Или лекции – это творческий процесс, который сложно выразить в методичке?
Удобно часть информации, прежде всего названия и цифры, выдать слушателям, чтобы они не отвлекались на запись. Лектор должен понимать, что именно актуально для записи, чтобы слушатели не пытались записывать всё подряд. При использовании таких материалов будет удобнее и компактнее проходить лекция. Но, с другой стороны, лекция – это творческий процесс, который зависит и от лектора и от аудитории, разные слушатели задают разные вопросы.
Минимальный план лекций был бы полезен, только это должны быть конспекты лекторов, а не слушателей. Слушатель мог записать то, что услышал именно он, а не то, что хотел сказать лектор.
Как относишься к идее создания и применения учебных фото и видеоматериалов? То есть материалов, которые изначально создаются как учебные. Если положительно, то какими они должны быть?
В принципе, это очень интересно, на лекции показывать фильм, показывающий конкретные ПРАВИЛЬНЫЕ и неправильные действия на конкретном рельефе, как иллюстрацию слов лектора, чтобы ему не приходилось моделировать рельеф из подручных средств. Только тренировку надо снимать специально, а не между делом, когда участники свободны и снимают что успеют. И неплохо было бы снимать её на рельефе, близком по сложности к реальному. Например, на склоне в Орехово можно просто весело скатиться вниз. А в Гвандре, на склоне, где тренировали самозадержание, было не до смеха. Высота уже не 15, а 200 метров.
Я со своей группой всегда проводила занятия в начале похода. Если такое занятие снять, будет понятно, зачем нужна техника перемещения по склону, зачем нужны верёвки.
Тем более у нас есть проектор и есть где показывать.
И надо снимать тренировку опытного инструктора, который хорошо умеет объяснять.
Использовались ли для тренировок в ПКТ игровые виды спорта? Какова их роль для подготовки к походу, даже если первоначально не все ребята умели играть?
Каждый инструктор проводил занятия на своё усмотрение. У нас Богданов проводил их в зале техникума, была ОФП, играли в баскетбол. На выездах играли в футбол, в лапту, он привозил биты, мячики, и просто очень интересно, к тому же вырабатываются реакция и координация, которые в горах очень важны. Богданов ставил нас в круг, выдавал несколько мячей, и кидали их друг другу. Иной раз в тебя летит два мяча, надо успеть на оба среагировать. Здесь нужны и координация, и взаимодействие.
Что прежде всего запомнилось из выполнения обязанностей и.о. Председателя Правления ПКТ? Что удалось и что не удалось?
Я ничего принципиально старалась не менять. Богданов обозначил направления развития клуба. Мы с ним на эту тему долго общались и спорили. Главное в клубе – это школа, и обучение идёт для того, чтобы мы ходили в походы безопасно и с удовольствием. Для этого надо обучаться. Спортивные ребята объединяются в команды, если им интересно бегать и соревноваться. Кому интересно – проводит походы выходного дня. Погост, Голицин много этим занимаются.
Какова роль походов выходного дня при подготовке к дальним походам?
В походе необходимо умение передвигаться с рюкзаком, умение ставить лагерь, умение создавать команду. В походе выходного дня это можно отработать. Про команду эпизод вспомнила. Когда у нас только начинала тренироваться команда «ПКТ-Икс», первая двойка поднялась наверх и верёвку забрала с собой. Я им сказала, что надо перила для следущих сделать. А они отвечают – мы же поднялись. И остальные как хотят, так и пусть и поднимаются. То есть не было ещё командного духа.
В каких соревнованиях участвовала? В качестве спортсмена, судьи, постановщика дистанции. Какие результаты?
После тройки меня пригласили в команду к Михееву. Меня поставили в связку с Колей Варравой. И стала я тренироваться с командой, конечно. Это очень интересно. Люди, которые в команде бегают, уже по-иному ведут себя в походе, потому что лучше знают, как работать с верёвками, и взаимодействие в команде обычно серьёзное. Тогда было много команд И городские соревнования проходили по двум группам, группа А и группа Б. Мы были в группе А, я и у него в команде иногда бегала . На Егоровских выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Однажды на городских соревнованиях выиграла болдеринг, потому что Сергей Жуковский, который был нашим капитаном тогда, заметил «дырку» в правилах. То, что я выиграла, стало большим шоком для всех, особенно для меня, выступали много очень хороших «лазунов», к тому же я сначала боялась лезть эту дистанцию.
Что, на твой взгляд, должно происходить на вечере ПКТ? Что предлагаешь изменить по сравнению с тем, что было в прошлом году?
Традиционно вечер ПКТ был отчётом походных групп. Группы показывали, как они сдружились, как прошли поход, что увидели и узнали нового и интересного. И фильмов тогда почти не было, но было больше общения. В 2009 году был скорее фестиваль фильмов, и смотреть их было интересно, потому что люди учатся их делать, и техника шагает вперёд. Например, мы в своё время показывали слайды. Я стою у микрофона с текстом на бумажке, а свет выключили, я эту бумажку не вижу. Начинаю комментировать от себя.
Ещё готовили газеты, помню, что наши газеты (группы Лиды Гусевой) занимали первые места. Потом, когда я была руководителем, наша газета тоже заняла первое место.
Может быть, вечер фильмов следует сделать отдельно, потому что это интересно, но это не совсем вечер ПКТ, да и темы фильмов – не только наши походы.
В чём, по твоему мнению, состоит роль туризма?
Туризм – способ самореализации активных людей, сплочение, пропаганда здорового образа жизни.
Отвечу с помощью примера. В Политехе был такой инструктор по туризму Сергей Романов, он руководил и командой Политеха, которая выиграла ряд соревнований. В годы перестройки он пошёл в политику. На мой вопрос, почему так, он ответил: «В туризм идут самые активные люди, они же идут в политику». У них есть активная жизненная позиция, им надо её реализовать. В туризм идут люди, которые не считают, что они всего достигли, которые считают, что нужно познавать, исследовать. В конце концов, туризм – это преодоление себя.
О чём бы ты ещё хотела рассказать из того, что я не спросил?
Надеюсь, что клуб будет развиваться. Я рада, что в клуб пришли молодые ребята, которым что-то ещё надо. Долгое время люди почти не приходили. Например, мне пришлось исполнять обязанности Председателя правления ПКТ, хотя я не люблю руководящую работу. Надеюсь, сейчас молодые ребята наберутся опыта и возьмут клуб в свои руки. Есть кому двигаться вперёд.
Интервью взял Сергей Иванов