Интервью с Юрием Болотинским. Альманах ПКТ №3

Член ПКТ с 1961 года
Председатель Правления ПКТ в 1967 году


Когда вы пришли в туризм? Под чьим влиянием? Какими видами туризма занимались? Когда пришли в ПКТ?


Я пришёл в туризм в 15 лет и сначала занимался пешеходным и водным туризмом. В ПКТ пришёл осенью 1961 года.


Самые запомнившиеся походы: в качестве участника и в качестве руководителя. До каких категорий поднялись?


В 1962 пошёл новичком в Гвандру в поход второй категории – инструктором был Эдуард Циперсон. Так как опыт горных походов отсутствовал, то было очень тяжело. Я шёл и думал: «чтобы ещё хоть раз меня занесло в эти горы….», а потом кончил горную школу, получил звание инструктора и прошёл путь от новичка до руководителя походом третьей категории и до должности начальника лагеря Гвандра. В качестве руководителя походом первой категории в 1962 году пришлось проводить спасательные работы группы Гордеева.


Кто из инструкторов и руководителей произвёл на вас самое сильное впечатление? Чем именно?


Нашим идейным руководителем и воспитателем я считаю Констанцию Иосифовну Нарбут, которая работала во Дворце Культуры Ленсовета методистом и курировала ПКТ, но при этом она была заслуженным деятелем альпинизма и строила «приют 11». А лагере Гвандра она работала заведующим учебной части и воспитывала всех нас: инструкторов, совет ПКТ и конечно начальников лагеря Гвандра. Это был человек с очень высоким уровнем культуры и с очень нелёгкой судьбой, который пользовался уважением и любовью всех туристов, а также местных жителей, считавших её главным человеком в лагере.


Какие соревнования при вас проводились в ПКТ? В каких вы участвовали? В качестве спортсмена, судьи, постановщика дистанции.


Проводились соревнования по ориентированию, по полосе препятствий, но кроме этого весной мы проводили соревнования по ориентированию для школьников 3 – 4 класса, а зимой лыжные походы с имитацией движения по сложному маршруту и ориентированием на местности. Мне, как и другим инструкторам, приходилось участвовать во всех ипостасях.


Что вы знаете о лагере Гвандра?


Лагерь Гвандра был создан до моего прихода в ПКТ, но я знаком с его историей и был знаком с его руководителями, а в лагере прошёл путь от новичка до начальника лагеря. Я думаю, что лагерь был в то время уникальным явлением и именно поэтому молодёжь стремилась в него попасть. В наше время за лето через лагерь проходило до 500 туристов, т.е. до 150 человек в смену. При этом основную массу составляли новички, но часть инструкторов проводили походы второй и третьей категории сложности. Обычно, часть новичков, прошедшая лагерь, стремилась попасть в более сложные походы и в ПКТ организовывали зимние походы в Карелию, в Хибины, а летом на Памир и в Тянь-Шань. Лагерь Гвандра мог работать в то время потому, что он был очень хорошо организован и не зависел от денег государства, т.е. у нас не было официальных платных путёвок. В то время был шуточный лозунг лагеря: «Лагерь не зависит от государства, а государство от лагеря!». Каждый год мы проводили анкету перед началом летнего сезона, а по окончании похода туристы писали о своих впечатлениях в книге отзывов. Если они сохранились, то можно увидеть:

А. был очень высокий образовательный уровень наших туристов – мне сейчас кажется, что 70 – 80% имели среднее и высшее образование или были студентами.

Б. В лагерь стремились попасть не только члены ПКТ, но и туристы из других районов, например, из Выборгского, а также жители других городов, например, из Москвы, а также жители других стран, которые учились в СССР, а это тогда не разрешалось. Мы узнавали об этом после походов, когда читали книги отзывов.

В. В лагере была очень жёсткая дисциплина, построенная на понимании, того что поход в горы это не игрушки, поэтому инструктора не брали в группы людей, которые во время тренировочных походов отличались эгоизмом, отказом во взаимопомощи и увлечением спиртным. В лагере был «сухой закон». Моя группа несколько лет носила одну и ту же бутылку со спиртом, которую мы брали в медицинских целях, и каждый год привозили её домой.

Г. За время похода туристы привыкали к взаимопомощи, к высокому уровню инициативы и использовали эти привычки в обычной жизни после походов, когда они приходили на выручку к своим товарищам по группам – нам рассказывали об этом сами туристы.

Д. Быт всех групп в лагере строился на самоорганизации, поэтому перед походом туристы сами доставали или делали снаряжение, запасались продуктами и ходили в учебные походы. При этом группа сама составляла списки всего необходимого, а совет ПКТ давал только рекомендательные списки.

Е. Когда инструктора формировали группы, то записывали со слов самих туристов только анкетные данные и поэтому мы на самом деле не знали – кто есть кто. А в журнале отзывов осенью мы обнаруживали, что среди туристов были: офицеры высокого ранга, космонавты, иностранцы и жители других городов.

Ж. За счёт такой организации можно отнести и небольшую стоимость похода. Я думаю, что тогда поход, дорога и отдых на море (а это всё входило в план похода) составлял около 120 рублей, что в то время соответствовало зарплате молодого инженера. Эта сумма заранее просчитывалась членами совета ПКТ и все расходы в группе расписывались так, чтобы в неё уложиться. Таким образом всё заранее планировалось, но сами туристы видели куда идут деньги, т.к.они всё покупали сами – без нянек. Мы собирали деньги только на билеты и покупали у железной дороги целиком 1,2 или 3 вагона. А что в них и сколько народу это наше дело. Поэтому всё получалось дёшево. Группа начинала свой поход как только садилась в вагон. Перед отправкой смены на перроне устраивалось общее построение, и начальник смены отдавал рапорт члену ПКТ, который за это отвечал. В поезде шла работа по укладке рюкзаков, разбирали маршрут, учились вязать узлы и т.д. Я думаю, что всё это вместе обеспечивало высокий уровень безопасности в походе и то, что туристы, прошедшие поход новичка, стремились попасть в лагерь на следующий год.


Как в те времена проходили слёты ПКТ? Что организовывали на этих слётах?


Слёты ПКТ организовывались в основном осенью – после закрытия лагеря. На них были и встречи туристов, и соревнования, и вечера самодеятельной песни. Все знаменитые авторы тех времён пели у наших костров.


Что проводилось на вечерах ПКТ в декабре?


Вечера ПКТ проводились в большом зале Дворца Ленсовета, и в основном это были вечера песни с приглашением знаменитых авторов, например, Окуджавы. Попасть на них было очень трудно.


Какое снаряжение в можно было купить, а что приходилось делать или переделывать самим? Например - карабины, ледорубы, палатки... Вспомните интересные моменты, связанные с изготовлением снаряжения в то время.


Снаряжение мы брали напрокат на базе Выборгского дома культуры. Это были палатки, абалаковские рюкзаки и спальные мешки. Но почти все туристы создавали сами тот инвентарь, который невозможно было купить. Это были ледорубы, крючья, лёгкие и тёплые спальные мешки, штормовки, вёдра для приготовления пищи, трики для ботинок. При этом подключалась вся промышленность города, и все заводы нам охотно помогали. На Электросиле из отходов очень хорошей стали делали ледорубы; на заводе в Металлострое делали алюминиевые вёдра, которые ставили один в другой. При этом они были рассчитаны по законам аэродинамики и имели в сечении дугообразную форму, в результате пламя костра затягивалось между боковыми стенками, что ускоряло приготовление пищи. На Кировском заводе из отходов очень твёрдой стали делали трики, которые позволяли хорошо ходить по ледникам. Эти примеры показывают, как действовала инициатива туристов. Кроме снаряжения необходимо было заготавливать продукты, т.к. купить их во время похода было невозможно. Поэтому туристы сами сушили дома сухари, закупали консервы, доставали сублимированное мясо, сгущенное молоко и т.д.

При этом каждой группе вручалось рекомендованное меню на весь поход и соответствующий перечень продуктов, но никто не мешал группе составить свой вариант меню с соответствующим расчётом продуктов. Иногда бывали случаи, что группа составляла очень плохое меню, но зато это было их решение.


Был ли список требований к подготовке участника похода первой, второй категории сложности? Какие упражнения предлагали новичкам при подготовке группы в течение года?


Я думаю, что вопрос поставлен некорректно. Объявление о начале записи желающих в лагерь вывешивались в городе 25 – 30 апреля, а 10 – 15 мая лагерь был уже сформирован. «Гвандра» - это был в основном лагерь новичков, поэтому подготовка групп проводилась в походах выходного дня, а в самом лагере первые 5 дней проводились занятия для каждой группы в зависимости от категории её похода и эту программу составляли инструктор и начальник учебной части. Так для новичков проводились следующие занятия: переправа через горные реки, скальные занятия, занятия на леднике и работа с верёвками. Группы, совершающие походы 2 и 3 категории, имели индивидуальные планы занятий.


Проводился ли руководителем группы "разбор полётов" после похода? Что при этом обычно обсуждалось? Приведите примеры.


Опять вопрос некорректный. Обычно, после похода, группы возвращались в лагерь и вечером или на следующий день начальник учебной части собирал группу и проводился разбор похода. Осенью в ПКТ инструктор сдавал отчёт о походе и тогда его обсуждали на совете ПКТ,


Сравните психологическую обстановку в походе и психологическую обстановку в повседневной, городской, жизни.


Я не психолог и поэтому не могу ответить профессионально, но в то время в СССР заканчивалась «оттепель» Хрущёва и начиналось усиление давления на население. Поэтому такой лагерь как Гвандра являлся отдушиной, т.к. там не велось никакой политической пропаганды, и никто не искал какого – то подспудного содержания в наших действиях. Хотя иногда в ПКТ приходили комсомольские чиновники с вопросами: «Как вы ведёте политическую работу в походе?». Мы старались им объяснить, что туристы за день похода так устают, что не могут сказать – «мяу».

Организация быта лагеря, его походы, необходимость взаимовыручки, развитие инициативы и взаимопомощи, а также отсутствие в финансовой заинтересованности совета ПКТ и руководства лагеря за счёт туристов, создавало зону доверия между всеми участниками этого «явления». Я специально назвал ПКТ и Гвандру «явлением», т.к. больше нигде в СССР такого не создали. Хотя, кажется, были попытки создать аналогичный лагерь при Украинском клубе туристов. Но там сразу ввели платные путёвки, и всё стало как обычно и вскоре заглохло. К нам приезжали какие – то партийные чиновники и интересовались, почему ПКТ и Гвандра живут, а другие не могут, но мы не смогли им объяснить. Вообще, я думаю, что такое явление как Гвандра может быть воссоздано в настоящее время, но это очень большая работа, да и подход уже нужен другой. Вероятно, можно к этому привлечь русскоговорящих жителей других стран и их молодёжь поедет в такие лагеря. Темой лагеря могут быть не только горы, но и Карелия с её озёрами, ягодами и грибами, Сибирь с её тайгой и т.д. Я наблюдал недавно пансионат в Литве, около Зарасая, с похожей тематикой, но для пожилых людей, и туда едут люди зимой и летом из стран Европы и Америки. Может быть ПКТ сможет найти контакты в правительстве города и создаст такой лагерь на берегу Ладоги? Я думаю, что можно договориться с молодёжными организациями разных стран о поездках по обмену в такие лагеря. Просто когда создавали, Гвандру такие поездки были невозможны. У нас есть две такие организации: скауты и мошацы. Они очень много занимаются походами и, вероятно, с ними можно договориться. Аналогичные организации есть и в Америке.


Какие у вас контакты с современным ПКТ? В том числе с ветеранами клуба.


С современным ПКТ у меня контакты только через компьютер. С ветеранами клуба иногда держим связь, но нас уже мало.


В чём, по вашему мнению, состоит роль туризма?


Роль туризма состоит в показе людям, что они интересны друг другу. Что интересна окружающая их природа и что при разной культуре они могут найти общие точки соприкосновений.


О чём бы вы ещё хотели рассказать из того, что я вас не спросил?


Я думаю, что надо ввести вопрос о взаимодействии Гвандры с жителями окрестных гор. О медицинской помощи им врачей лагеря. О том, почему они нам доверяли, а мы им. Например, меня с группой оставили ночевать в доме в ауле Хурзук, а хозяева ушли в кино. При этом в доме всё было открыто, т.е. лежали украшения, одежда, деньги и т.д.



Интервью взял Сергей Иванов

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.