Интервью с Александром Коншиным. Альманах ПКТ №3
Член ПКТ с 1966 года
Когда вы пришли в туризм?
Средние классы школы.
Под чьим влиянием?
Внутренний голос.
Какими видами туризма занимались?
Пеший, горный, г/лыжный.
Когда пришли в ПКТ?
C осени 1966 г. - школа инструкторов.
Самые запомнившиеся походы: в качестве участника и в качестве руководителя.
Карельский, Кольский,
Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Полярный,
З.Саяны.
Почти не руководил.
До каких категорий поднялись?
Зима и лето - пятерки.
Кто из инструкторов и руководителей оказал на вас самое заметное влияние?
Волховер, Денисов, Бабицкий.
Чем именно?
Вдумчивый взвешенный подход, нестандартность мышления, некомандность, инициативность, etc.
Система подготовки и горной практики в ПКТ разительно отличалась своей человечностью от совковой системы натаскивания в альплагерях (значок получил в а/л "Шхельда" из рук Виталия Абалакова в 1969 году).
Какие соревнования при вас проводились в ПКТ? В каких вы участвовали? В качестве спортсмена, судьи, постановщика дистанции.
Скалолазание. Участник, постановщик, судья.
Как Вы считаете, соревнования по технике горного туризма являются элементом подготовки к походам, или самостоятельным видом спорта?
Как подготовка. Чисто спорт меня практически не интересует.
Что вы можете вспомнить о лагере "Гвандра"?
Много и все - хорошее.
Организация, его работа, атмосфера.
Замечу,
что разведки на будущий лагерь ребята
проводили в начале 60-х годов, когда
русский закон запрещал русским официально
неразрешенные самостоятельные перемещения
по стране далее 200 км. от места прописки.
Как в те времена проходили слеты ПКТ? Что организовывали на этих слетах?
Соревнования, костры. Кроме того, по окончании летнего сезона - вечер в кафе.
Какое снаряжение тогда можно было купить, а что приходилось делать или переделывать самим? Например - карабины, ледорубы, палатки... Вспомните интересные моменты, связанные с изготовлением снаряжения в то время.
Я, как и многие,
начинал с проката (подвалы в ДК на
Выборгской стороне и на Садовой – потом
там сделали магазин турснаряжа) - брал
пару раз. Очень быстро перешел на свое.
В
продаже: отриконенные ботинки (28 р.,
магазин "Турист" в начале
Старо-Невского), палатки-полудатки-палатнянки.
В
1967 г. появились спальники-одеяла
"венгерские" по 14 и 28 р. Их часто
состегивали на пару с девочкой. Однажды
ради экономии веса в прокате взяли на
мартовский Кольский для состегивания
6 шт. (с нейлоновым верхом) на 9 чел. (на
8, т. к. один посменный дежурный).
Опыт не удался:
- долго состегивать (темно и долго),
- вся конструкция скользила по лапнику,
- дежурные печники, ежечасно меняясь и, опять же в темноте, искали место, освобожденное сменщиками, и расталкивая соседей.
Для зимних походов я брал два мешка, без капрона. Один в один. И сушить их было легче. Капюшон отсутствовал. Пользовал шерстяной стандартный подшлемник.
Лыжи (мои - модель
для горных походов, та, что была до
"Бескидов") сильно смолили и немало
об этом не жалели. Ботинки жировали. Я
пользовал затупившиеся после летнего
сезона трикони. Топил парафин с
растительным маслом (пользовали касторку,
др.). В бахилы клал толстую войлочную
стельку. Вторую - в ботинки. В носках лыж
вертели или прожигали дырки.
Однажды
весы показали 30 кг., а с лыжами-бахилами
- 35.
Крепления - тогдашние "прыжковые" - похожи на универсальные (с пружиной), но больше. Пятку тросиком можно было пристегнуть к лыже. При рывках и на сильном морозе пружины иногда лопались.
На группу всегда была одна «манюня» - запасная лыжа. Ее тащил дневной дежурный.
Как бы абалаковские
рюкзаки. Сам Виталий, инженер-конструктор
снаряжения, сказал, что "абалаковского
в нем - только название". Мой опыт
показал - для доведения их до потребного
в сложных походах состояния требовалось
до дюжины дополнительных операций.
Ледорубы,
кошки, пряжки, крючья, etc. - скупали у
работников "Судо-верфи". (в СССР
было всего два завода, где делали
альпснаряж: "Судо-верфь" и в Москве).
Организовали производство ведер для гвандровских начальных групп (матрешка на 8-10-12 литров, один обжиг на костре - и никакой сварки) на заводе по ремонту трамвайных вагонов.
На ж/д станцию под городом в определенный день недели и час приходил состав с открытыми платформами отходов с Кировского завода. Содержимое спихивали под откос, поливали керосином и жгли.
Наши, в т. ч. Мишка (Маша) Степанов, успевали ухватывать из куч куски гибкого пенополистирола. Мы его резали на полоски и прошивали тряпкой, получались походные коврики. Другие, из хрупкого (их резали квадратиками) быстро крошились.
На Литейном, в "Охоте-рыболовстве", иногда удавалось ухватить списанный парашют. Шили палатки, а я, по совету, противометелевый костюм перед Полярным Уралом.
Журнал "Турист" был полон самоделками.
Первое, о чем спрашивали новичка в Клубе - где работаешь, т. е. что можешь "достать".
Узнав, что у меня на производстве кроме перфокарт (Вычислительный центр) ничего нет - несколько охладели. Но я "исправился": вышел на работников "Верфи" и обеспечил себя и друзей железом: ледорубы, айсбайли, карабины, трикони ("ВЦСПС" и "Абалак") , пряжки, морковки, кошки, крючья скальные, молотки) - по себестоимости.
Оттуда же - веревки
основные, репшнуры и ремни из техкапрона.
По
моему требованию капроновый ремень на
"Верфи" проверили на прочность:
завязали на здоровенный крюк, торчавший
из кирпичной заводской стены постройки
XIX-го
века, и дернули погрузчиком. Ремень с
крюком выдержали, а из стены вырвали
клок кладки.
В кооперации с одноклубником (врач, спирт) на предприятии в Гатчине "доставали" прутковый титан. Прутки я резал по 330 мм. (если не ошибаюсь) и передавал одноклубнику с судостроительного, естественно - военного завода. Там гнули скобы с фрезеровкой под замок из расчета одна скоба нам, другая - работникам. Скобы я отвозил к себе в Политех, их рвали в лаборатории и, в другой (на кафедре ядерной физики), просвечивали рентгеном на предмет микротрещин. И там и там я получал документальные подтверждения типа "образец ... поплыл при нагрузке 2215 кг" и "В образце ... микротрещин не обнаружено". В третьем месте заказывали муфты.
Кто-то из другого титана делал штопорные крючья (вместо стальных заводских "морковок") и штопоры для самостраховок. Они и пробки открывали отлично.
И т. д., и т. п.
Какие упражнения предлагали новичкам при подготовке группы в течение года?
Лыжи на Карельском на weekend, весной - скалы. Плюс программа подготовки в лагере «Гвандра».
Проводился ли руководителем группы "разбор полетов" после похода? Что при этом обычно обсуждалось? Приведите примеры.
Да. Хорошая система:
костер, чаи и - каждый о каждом по
кругу.
Меня в 1967 г (первый блин)
критиковали за "элементы сталинского
руководства".
Какие у вас контакты с современным ПКТ? В том числе с ветеранами клуба.
В Санкт-Петербурге, к сожалению, редкие. Да с Володей Волховером (он в США) перекинулись парой сообщений.
Продолжаете ли вы заниматься туризмом?
Небольшие одиночные лыже-вело-пешие выходы по Камчатке, где сейчас живу.
Автомобильные экспедиции промеж действующих вулканов со вторым моим Клубом.
О чем бы вы еще хотели рассказать из того, что я вас не спросил?
С друзьями Александрой Ивановной (Саша Болотов) и Машкой (Миша Степанов) "открывали" для Клуба скалодром в парке "Мон Репо" в 1967. А с Толстым (покойный ныне Сергей Сыченко), в 1968, "Волчьи скалы" на 147-м км. Наводчиком, если не ошибаюсь, был Миша Бабицкий.
Отдельный большой раздел - ПКТ в Орехово (+ 67-й км.). Участвовал или организовывал там несколько зимних дач с 1970 по 1985 гг., после как устали (подросли?) ходить в зимние weekend"ы на лыжах с палатками.
Из личного:
- склонность к путешествиям в ограниченном круге (или одиночным перемещениям),
- автостоп до середины 70-х по всем республикам Союза и всеми видами транспорта на дистанцию около экватора с четвертью.
Интервью взял Сергей Иванов