Дагестан 2021
Место проведения:
Дагестан
Автомобильное путешествие
12.08
В 9:00 выехали со стоянки в поле в Калмыкии, проехали через Хасавюрт, где закупили вкусные арбузы и дыни, и в Зубутли-Миатли свернули с основной трассы на юг. В Дубках пообедали на смотровых площадках Сулакского каньона, и дальше вдоль реки Сулак доехали до Чиркейского водохранилища, вода мутноватая, но местные купаются и мы тоже искупались. Через поселок Чиркей выехали на дамбу, где каким-то невероятным образом умудряются разъехаться дагестанские машины. Начали подъем по грунтовке в сторону поселка Нижние Ишкарты, на которой, съехав недалеко от дороги, встали в 18:20 с видом на Чиркей.За день проехали: 361 км
13.08
В 9:15 продолжили движение в сторону Ишкарты (дорога - хорошая грунтовка), и далее стали искать срезку к поселку Эрпели, что бы не ехать в окружную. Попетляли по полям и кустам, но все же нашли дорожку и через лес выехали в Эрпели, где вышли на асфальт на Гимринский тоннель и далее по Аварскому Койсу к Ирганайскому водохранилищу. Вода грязная, вообще в горных местностях водоемов пригодных для купания кроме Чиркейского, не встретили.
За поселком Чалда продолжили дальше подъем по асфальтовым серпантинам к Хунзаху. По рекомендациям из отчетов заправились там на "Луккоил" и посмотрели на водопад Тобот со смотровых площадок, которые пришлось поискать. Сворачивать к ним нужно сразу за заправкой и дальше по улочкам. Пересекли Хунзах, заглянув на водопад с другой стороны, и по указателям намалеванным прямо на домах вышли на грунтовку на Заиб. Перед началом спуска дорога раздваивается возле горки, на которой стоит памятник, налево к памятнику и заброшенной ферме, а направо резким спуском в Заиб. Пообедали на горке у памятника, откуда открывался очень красивый вид на две долины. Далее спуск к Заибу довольно примечательный серпантин, несложный, но когда смотришь с какой высоты пришлось спускаться - очень впечатляюще. А выйдя на асфальт свернули не в сам Заиб, а направо, и км через 15 снова направо через мост на грунтовку к поселку Гоор. Дорога там строится, петляет и не соответствует карте, иначе, возможно было бы проще выехать ближе к старому Гоору, куда, как нам показалось, ездят местные, но мы выехали к "туристической" точке, где здешние предприниматели повесили цепочку и берут 100 руб. за последнюю часть подъема. Кстати, парковка там, несмотря на коммерцию, очень маленькая, и есть риск, что места не будет. Мы оказались там под вечер, вопрос ночлега напрягал, коммерция раздражала, количество народа тоже. Возможно поэтому Старый Гоор нас не впечатлил, и бегло все осмотрев, и не особенно гуляя, мы направились дальше через село Кахиб и выше по грунтовке, где нашли поляну, почти в самом конце дороги, оканчивающейся шлагбаумом, где стояли какие-то старые развалины, на поляне и встали на ночь в 19:30 прямо почти у дороги, была возможность спуститься на террасу ниже, ближе к ручью, но поскольку было влажно, не хотелось потом мучиться подъемом по сырой траве, и мы остались наверху.
За день проехали: 155км
14.08
В 9:40 выехали, спустились обратно в Кахиб, припарковались буквально между домов и перешли ручей на сторону Старого Кахиба. Очень большой комплекс башен-строений-развалин. Мы пробродили там пару часов, и не встретили ни одного туриста, что нас невероятно радовало, потому Кахиб нам понравился больше всех Дагестанских заброшенных аулов. Наснимавшись и нагулявшись, спустились обратно через Гоор на асфальт, вернулись в Заиб, заглянув по дороге в Дарутский храм (ничего примечательного), и далее уже через сам поселок Заиб, поехали в сторону Карадаха. Чуть недоезжая до него, свернули на юг в село Корода, где заглянули в заброшенную часть села, стоящую на узком утесе, который начал осыпаться, и жители перебрались оттуда, зато осталась одна улочка и домов приткнувшихся друг к другу крышами. И вернувшись снова в сторону Карадаха, проехали его к началу пешего маршрута к Карадахской теснине. Сам маршрут около км протяженностью, теснина очень высокая, стены около 30м, и может быть это даже было бы пугающим, если б не количество народа. Но увидеть это стоит. Переждав дождик под сводами, вернулись на трассу, и после пересечения с Каракойсу за мостом-плотиной свернули направо на Гуниб. Поднявшись через который, заехали в природный парк Верхний Гуниб, где проехав по максимуму по грунтовке за лагеря и ботанический сад, встали на ночь 19-00. 87км
15.08
В 7:20 выехали из парка в Гуниб и застали возможность прогуляться по Гунибской крепости, когда там еще не было туристов, потому впечатление о ней осталось отличным. Спустившись на трассу после моста свернули направо на юг и далеена поселок Чох и Гамсутль. В Чох не заезжали, слишком его пиарят, а поехали сразу в Гамсутль - "аул-призрак". В 9-40 были на парковке, где тоже разведена "коммерция", на дороге за парковкой поставлен знак "проезд запрещен", возле которого местные собирают приезжих, бросающих машины перед знаком, сажают их в свои и везут дальше под знак наверх. платно разумеется. везут буквально пару изгибов серпантина, где высаживают, и дальше пешочком. мы эти пару изгибов прошли по срезающей тропе. всего подъем около 3 км, конец маршрута раздваивается - либо по лесочку траверсом полого через родник, либо чуть круче по полю через кладбище. мы прошли наверх лесом, а обратно коротким путем. всего проходили 3 часа. народу в старом городе очень много, приходится ухищряться, чтоб сделать фото, на которое бы никто лишний не попал. Наверное на закате или рассвете тут круто, но когда кругом толпы... Спустились обратно на шоссе, вернулись в сторону Гуниба и плотины Гунибского водохранилища, откуда далее повернули в сторону Салты, где прогулялись в Салтинскому водопаду. Воды в августе в нем почти не было - тонкая струйка. Сама теснина как уменьшенная и более уютная Карадахская, и идти к ней совсем рядом с дорогой. После прогулки к водопаду поехали дальше той же дорогой через село Салта, на конце которого через ворота выехали на грунтовку в сторону Кудали-Карекадани на Цудахар, далее на юг по Казикумухскому Койсу до поворота на Кунды, где начали подъем по грунтовке,местами размытой дождем, но в принципе проходимой, где в 16-30 встали на ночь слегка съехав с основной грунтовки на живописнейшие зеленые террасы.
За день проехали: 89 км
16.08
В 9:00 выехали дальше по грунтовке в сторону Танты, где дорога стала уже более проезжаемой, далее через Ургани, Урари, Кубачи, выехали в Уркарах, где решили ехать через северный вариант спуска к морю. Дорога долго петляет по лесистому склону, а после Гулли переходит в асфальт. Встали на берегу Каспийского моря в районе Каякента в 18:20.
За день проехали: 154 км
17.08
Море нам не понравилось, штормило и вода была очень мутной. В 11:20 выехали в сторону Дербента и далее Магарамкента в сторону горы Ерыдаг. Поднялись до самого села Куруш, где выяснили, что нужны пропуска в погранзону, поэтому пришлось ехать в погранзаставу "записываться". Так побывали в самой-самой южной точке России с видом на Ерыдаг, Базадюзю и Халбуздаг. Спустившись немного встали на ночь в 18:50.
За день проехали: 195 км
18.08
Выехали в 8:05 и спустились по рекомендации пограничников к поселку Авадан, где сами того не ожидая, нашли"каспийского монстра"-экраноплан. Здесь море было почище, искупались, проехали севернее в Ичхе, нашли там подходящее место для стоянки, но решили посмотреть варианты, прокатились севернее за Изербаш, ничего приличного там не нашли - либо базы, либо каменистый берег с водорослями в воде. Вернулись на присмотренное место и встали на ночь в 18:30.
За день проехали: 247 км
19.08
Покупавшись и потупив, выехали в 11:40 в сторону Калмыкии, где встали на той же стоянке в 18:50.
За день проехали: 412 км